Теплокровные животные

К числу их относятся млекопитающие и птицы. Все остальные животные относятся к числу холоднокровных или, точнее, к числу животных с непостоянной температурой, изменяющейся в зависимости от температуры среды (Poikilothermata). У последних химические реакции, происходящие в теле и служащие источником тепла, настолько слабы, что едва покрывают естественную потерю тепла, и потому температура их тела лишь на несколько градусов или даже только на несколько десятых градуса превышает температуру окружающей среды.

Так, морской еж при температуре среды в 8, 6° имеет температуру крови 10,96°,
рыбка Trigla hirundo при 1 2 ° имеет температуру 12, 75°.

Впрочем, процесс окисления у насекомых идет энергично, и если их температура все-таки непостоянна, то это происходит вследствие малой величины их тела, при которой поверхность лучеиспускания является относительно громадной.

В ульях пчел температура иногда превышала +40° Ц.

Точно так же холоднокровные животные, насиживающие яйца, в это время имеют весьма повышенную температуру. Это наблюдалось на питонах, причем у них во время насиживания была обнаружена температура +41, 5° при + 22° в окружающей среде.

У теплокровных животных температура вследствие сильной энергии окислительного процесса более или менее постоянна.

У птиц она более +40° (иногда 43°), у млекопитающих в среднем 39, 5°, у человека немного более 37°.

Обезьяны имеют температуру — 38, 1;
собака 39, 25;
лисица 39, 2;
кролик 39, 8;
морская свинка 39, 2;
овца 39, 05;
бык 39, 7;
теленок 39, 5;
свинья 39, 7;
лошадь 39,
пластинчатоклювые птицы 42. 2;
куриные и голубиные 42, 5; у других 42.

Впрочем, некоторые теплокровные представляют значительные колебания температуры. Так, низшее из млекопитающих — ехидна, по наблюдениям Семона, представляет колебания температуры в заднем проходе от 26, 5 до 34, 0, а в полости тела от 29, 9 до 36, 0; по наблюдениям Сутерланда — от 22 до 36, 6.

Затем, у всех животных, подверженных спячке, во время сна температура чрезвычайно падает и подчиняется колебаниям температуры окружающей среды. Все холоднокровные зимой, естественно, цепенеют, a иногда, как амфибии, рыбы и многие беспозвоночные, обладают способностью замерзать и снова оттаивать без вреда для себя, тогда как животные теплокровные всегда обладают достаточным запасом химической энергии, чтобы противостоять действию среды, и к оцепенению не способны