Отряд ·Чешуекрылые - Lepidoptera

Отряд Чешуекрылые

Отряд Чешуекрылые - Lepidoptera - второй по числу видов отряд насекомых, насчитывает более 180 000 видов в 128 семействах и надсемействах. По числу описанных видов уступает только жукам - Coleoptera. Название происходит от древнегреч.  λεπίδος (чешуя) и πτερόν (крыло).

Чешуекрылые проходят четыре стадии метморфоза - яйцо - личинка/гусеница - куколка - имаго.

Голова с мощно склеротизованными покровами, остальное тело у большинства мягкое, без крупных склеритов. На теле развиты щетинки, расположенные строго определенным образом, специфичным для отдельных семейств, родов и даже видов. Помимо этих первичных щетинок в старших возрастах у многих открытоживущих форм развивается густой покров из вторичных щетинок (наиболее мощный у гусениц из семейства медведиц (Arctiidae)).

Глаза представлены отдельными глазками (4—6 пар), рсположенными по бокам головы. Усики, или антенны, короткие, трехчлениковые. Верхние челюсти, или мандибулы, грызущие. Нижние челюсти (максиллы) и нижняя губа (лабиум) слиты, как и у многих других насекомых с полным превращением, в единый лабио-максиллярный комплекс. Слюнные железы видоизменены в шёлкоотделительные.

У большинства гусениц развиты три пары грудных ног (по паре на каждом из сегментов груди) и пять пар ложных брюшных ног на III — VI и X сегментах брюшка. Брюшные ноги несут мелкие крючёчки, расположенные в разных группах чешуекрылых по разному — в виде круга, продольных или поперечных рядов.

В разных группах бабочек описаны отклонения от описанного варианта расположения ног. Наиболее известное — гусеницы пядениц, большинство из которых имеют только две пары брюшных ног (на VI и X сегментах). В результате гусеницы пядениц перемещаются как бы «шагая». Русское название, как и немецкое (нем. Spannern) происходит от сходства передвижения гусеницы с движениями кисти руки человека, измеряющего длину пядью. Латинское название семейства пядениц — Geometridae (от латинизированного греческого «землемер») также дано им в связи с этой особенностью. Менее известно, что брюшные ноги могут быть редуцированы на III и IV сегментах брюшка у гусениц некоторых совок (Noctuidae).

У некоторых гусениц описано более пяти пар брюшных ног. У зубатых молей (Micropterigidae) — восемь, мегалопигид (Megalopygidae) — семь (cо II по VII и на X сегменте), одного из родов карликовых молей-минёров (Stigmella из семейства Nepticulidae) — шесть (со II по VII сегменты) пар.

Кроме того, ноги (как брюшные, так и грудные) могут быть полностью редуцированы у мелких минирующих чешуекрылых.

Имаго — взрослая стадия индивидуального развития насекомых. На этой стадии животные становятся способными к размножению и часто — к расселению. Имаго не линяют и не растут. Бабочки на стадии имаго (в отличие от предшествующих стадий) имеет полностью развитые крылья и половые органы. У бабочек, как у насекомых с полным превращением, имаго развивается из куколки. Продолжительность жизни имаго зависит от биологии вида и варьирует от минут (бабочки-мешочницы) и дольше. У видов с жизнью имаго не более нескольких дней (подёнки,), взрослая особь не питается и имеет редуцированные ротовые органы.

В отряде Чешуекрылых около 130 семейств, из подотрядов следует отметить Glossata, наиболее многочисленный, а наиболее разнообразный видово - Ditrysia.

Разделение чешуекрылых на подотряды пока не устоялось, но чаще всего их подразделяют на два подотряда: Зубатых (Zeugloptera) и Хоботковых (Glossata, или Haustellata). К первому относится небольшое число видов мелких молей, относящихся у нас к семейству Первичных зубатых молей (Micropterigidae), для которых во взрослом состоянии характерен грызущий ротовой аппарат с крупными верхними челюстями (мандибулами). С помощью них бабочка перетирает пыльцу растений, т. е. пищу, похожую по обилию в ее составе углеводов на нектар. Ко второму относятся все остальные бабочки, у которых имеется развитый или, реже, недоразвитый хоботок, образованный двумя жолобовидными нижними челюстями (максиллами). При подразделении последнего подотряда на крупные группы также наблюдается асимметрия делений: так, систематики обычно выделяют небольшую по объему группу примитивных чешуекрылых — бабочек, принадлежащих к семейству тонокопрядов (Hepialidae) и близких к ним, а также некоторые семейства примитивных молей. Для этой группы бабочек (Micropterigidae, Hepialidae, Eriocraniidae) характерны почти равные по форме передние и задние крылья c архаичной системой жилкования.

Наряду с научной классификацией в обиходе сохраняется и практически удобное подразделение бабочек на Микрочешуекрылых, или низших бабочек (Microlepidoptera) и Макрочешуекрылых, или высших (Macrolepidoptera). К первым относятся мелкие и обычно более примитивные бабочки (многочисленные семейства молей, листовертки и огневки), ко вторым — все остальные ночные, или разноусые (Heterocera) и дневные, или булавоусые (Rhopalocera). Определение видов из многих семейств бабочек представляет трудности и доступно лишь специалистам. При этом нередко оно возможно только при специальном препарировании гениталий (половых органов) самцов и самок бабочек.

Подотряд ·Зубатые, или Первичные зубатые ·моли - Zeugloptera [=Laciniata, Protolepidoptera]