на главную/ Список видов/ Надкласс ·Четвероногие - Tetrapoda, Класс ·Млекопитающие - Mammalia/ Отряд ·Насекомоядные - Insectivora/ Семейство ·Щелезубовые - Solenodontidae/

Род ·Щелезубы - Solenodon

Род Щелезубы - Solenodon

Solenodon Известны два подрода и два вида щелезубов. Это сравнительно крупные для насекомоядных животные (длина тела 280-325 мм, хвоста 175-255 мм, масса до 1 кг). Телосложение плотное. Тело покрыто короткой шерстью красновато-коричневого или черноватого цвета. Хвост и ступни голые. Морда удлиненная, почти безволосая на конце и очень чувствительная, ноздри открываются по бокам. Своим длинным, похожим на морковку носом, щелезубы вынюхивают все щели, добывая слизней, опавшие фрукты, муравьев и насекомых. Глаза маленькие. Уши частично безволосые. Зубы острые конической формы. На втором нижнем резце - глубокая щель. Лапы крупные, на каждой имеется по пять пальцев, снабженных когтями, на передних лапах они длиннее и более искривлены.

Morgan, Ray, и Arredondo (1980) описали останки гигантского исчезнувшего щелезуба, обитавшего на Кубе в эпоху позднего плейстоцена. Известно, что во времена позднего мезозоя и ценозоя щелезубы были широко распространены во всей Северной Америке и странах Карибского региона.

В наше время щелезубы встречаются на Кубе и на Гаити. Обитают в лесах, кустарниковых зарослях, часто встречаются вокруг плантаций. Ведут наземный образ жизни, активны по ночам. Ночью спят в естественных углублениях, щелях или норах, вырытых ими самими. Устраивают гнезда только во время размножения. Питаются, как животной, так и растительной пищей: беспозвоночными, рептилиями, фруктами и овощами, а также домашней птицей.
Не плодовиты. Размножаются дважды, но чаще 1 раз в год в разное время, в помёте до трёх детёнышей. Два детеныша могут оставаться с родителями, В одной норе могут встретиться до 8 животных.

Передвигаются щелезубы зигзагообразно, причем ступают по земле только пальцами, а не всей ступней. Будучи потревоженные, они начинают рыть землю в сторону преследователя. Бегают быстро, но человек может их поймать без труда. Прыгать не умеют, но способны лазать по деревьям или скалам.

Щелезубы агрессивны, охраняя территорию, вступают в драки с чужаками, но в условиях содержания живут миролюбиво. Под мышками и на крестце находятся железы с резким мускусным запахом. Сосцы у самок расположены на ягодицах.
О продолжительности жизни щелезубов ничего не известно, за исключением факта, что в зоопарке Бреслау один щелезуб прожил 6 с половиной лет.
Малочисленны; оба вида щелезубов внесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и естественных ресурсов IUCN и USDI. Их численность сокращается из-за сведения лесов, а также из-за преследования хищников: собак, кошек и мангустов.

Некоторые исследователи помещают в это семейство вымерший род Nesophontes, обитавший в Вест-Индии, который сейчас отнесен к семейству Nesophontidae.

Статья подготовлена по материалам сайта http://www.press.jhu.edu/books/