Капуцин белоплечий

Белоплечий капуцин

Белоплечий капуцин - Cebus capucinus - обитает на северо-западном побережье Колумбии, на севере  Гондураса  в тропических и субтропических дождевых лесах, встречаются в мангровых и сухих лесах. Эти обезьяны имеют массу тела 1100-3300 г и длину головы и туловища 32-57 см. Самка немного меньше самца. На голове у них хохолок волос наподобие капюшона францисканских монахов, за что они и получили такое прозвище. На горле и плечах белая шерсть. Передвигается на 4 конечностях. Имеет хватательный хвост, который, однако, не такой цепкий, как пятая рука, и его, как правило, используют в качестве якоря, когда капуцину требуется остановиться. Во время передвижения кончик хвоста  прижимается  к телу. Большой палец на руке противопоставлен остальным.

В рационе капуцинов присутствуют фрукты, насекомые, а также мелкие позвоночные и птицы. Эту основную пищу дополняют орехи, ягоды, молодые побеги растений, гумми, кора, пауки, устрицы и крабы. Cebus capucinus в отличие от своих собратьев капуцинов питаются самой разнообразной пищей. Они находят пищу в основном на деревьях, спускаясь на землю, чтобы напиться. На листьях или под корой они выискивают насекомых и рептилий. В выборе пищи они весьма привередливы, вытаскивая гусениц из фруктов и проверяя фрукты на спелость, обнюхивая и облизывая их. В качестве инструментов они пользуются камнями, когда требуется разбить раковину устрицы или скорлупу ореха. Совершают набеги на сельскохозяйственные угодья, отдавая предпочтение кукурузе.

Размножаются круглый год, однако по наблюдениям на острове Барро Колорадо в зоне Панамского канала, большинство детенышей у капуцинов рождается в период засушливого сезона или с наступлением дождливого сезона. Самки достигают половой зрелости в 4 года, самцы в 8 лет. Беременность длится 6 месяцев, самки рождают одного детеныша раз в два года, если детеныш выживает, а в случае его смерти - на следующий год.
В стадах от 6 до 12 особей, в числе которых самки, состоящие между собой в родстве, их потомство, а также взрослые самцы, не относящиеся к родственникам.  Социальные связи и границы устанавливаются во время группового грумминга.
Капуцины - территориальные животные, они устанавливают демаркационные границы, метя их мочой. Мочой они натирают кисти и шерсть. Для обороны они используют палки. Территории у них небольшие, но постоянные, и в пределах их стадо совершает регулярные обходы в поисках корма. Движутся они всегда в определенном порядке. Подростки и самки идут первыми, потом взрослые самцы и самки, затем беременные самки. Детеныши помладше путешествуют на груди матери, постарше находятся на спине все время движения стада. Когда детеныш передвигается самостоятельно, мать придерживает его за хвост, чтобы он не поскользнулся и не упал. Если детеныш удаляется от матери, взрослый член стада возвращает его матери. Когда группа разделяется в поисках насекомых, они перекликаются, чтобы установить нахождение друг друга. Ведут дневной образ жизни, и целый день проводят в поисках корма, исключение составляет лишь полдневная сиеста. Во время сна капуцины обхватывают ветку, или сворачиваются клубком, подкладывая руки под голову.
Враги этих обезьян - большие птицы, кошки и змеи. Срок жизни 15-25 лет в дикой природе, в неволе доживают до 40 лет.