Капуцин бурый черноголовый, или фавн

Бурый черноголовый капуцин, или фавн

Бурый черноголовый капуцин - Cebus apella - обитает в восточных Андах от Колумбии и Венесуэлы до Парагвая и северной Аргентины. Населяет тропические или субтропические леса, однако встречаются в  сухих и галерейных лесах. В северо-западной Аргентине эти обезьяны живут в горных лесах на высоте 200-1100 м.

Масса взрослого животного 1300 - 4800 г. Этот вид - самый крупный из всех капуцинов. Окрас шерсти от темно-коричневого и горчично-желтого до черного. Лицо имеет светло-красный оттенок. Плечи светлее, чем остальное туловище. На макушке пятно черных волос, которое называется шапочкой. Над ушами растут хохолки черных волос, отчего второе название этого вида хохлатый капуцин. Кисти, стопы, хвост черного или темно-коричневого цвета, длинный, хватательный. Cebus apella  - единственный вид, который сворачивает свой хвост кольцом.

Обезьяны этого вида питаются фруктами, причем они могут съесть фрукты большого размера благодаря особо крепкой челюсти, чего не могут себе позволить другие обезьяны. В рационе присутствуют растения, молодые побеги, сердцевина деревьев, яйца, насекомые, рептилии, птичьи яйца, мелкие млекопитающие типа мышиных лемуров. Во время сухого сезона, когда запасы пищи ограничены, капуцины поедают сердцевину пальмы Scheelea palm. Cebus apella ведет дневной образ жизни. Передвигается на четырех конечностях, карабкается и перепрыгивает с дерева на дерево. Группа обычно занимает территорию 25-40 га, иногда - 355 га, в день исследует местность площадью 2000 кв.м.

Капуцины ведут полигамный образ жизни. Самки производят потомство от вожака стада, другим самцам такая возможность предоставляется только в отсутствии главного самца. В свою очередь самец охраняет самок в то время, когда они имеют способность к зачатию, и не подпускает к ней других самцов. Его обязанностью является охрана территории от вторжения чужаков, для чего он издает резкие громкие крики, свидетельствующие отом, что территория занята. Молодые самцы покидают семейную группу, как только они достигают половой зрелости, что происходит в возрасте 7 лет. Они отправляются на поиски новой группы. Самки, как правило, всю свою жизнь проводят в одной группе, они взрослеют раньше, и в возрасте 4 лет уже способны производить потомство. Хотя у капуцинов нет определенного сезона для размножения, самки чаще рождают детенышей в сезон засухи или в начале сезона дождей. Беременность длится 150-160 дней, рождается один детеныш, двойни бывают крайне редко.

Капуцины образуют семейные группы из 8-15  животных.  Главные враги капуцинов - ястребы и орлы, о появлении которых члены группы оповещают друг друга пронзительными свистами. При появлении другой группы обезьян вожак организует атаку. Ему принадлежит преимущественное право в выборе самки и лучшей пищи. Он начинает есть первым, а вместе с ним приближенные члены группы, подчиненные ожидают своей очереди. Приближенные - это детеныши-подростки, молодняк и самки-фавориты. К подросткам из потомства бывших лидеров вожак относится враждебно. Наибольшую агрессию в группе вызывает процесс кормления. Он всегда сопровождается шумом и потасовками. Капуцины перебираются с дерева на дерево, поедая съедобные части растений, раскалывая орехи о ветки, охотясь за позвоночными. Своей добычей они не делятся с остальными. Они метят территорию, омывая кисти в моче и вытирая руки о шерсть. Таким способом самцы дают понять, что они достигли половой зрелости. Самки в состоянии эструса (гона) преследуют вожака группы и издают громкие крики. Воспитание потомство возложено на самок, которые охотно нянчат чужое потомство, самцы терпимы к своим детенышам.

Все капуцины охотно занимаются груммингом. Cebus apella иногда образует смешанные группы с обезьянами других видов - например, с беличьими обезьянами семейства Saimiri. Обычно беличьи обезьяны следуют за капуцинами в поисках пищи, что не идет на пользу первым. Подростки много играют. Cebus apella очень любознательные и умные обезьяны.