Чибис обыкновенный, или пигалица

Чибис

Чибис - Vanellus vanellus - крупный черно-белый кулик с короткими ногами и клювом. самый коротконогий из чибисов, размеры – с голубя. Длина примерно 30 см, масса 128-330 г, размах крыльев – 82-87 см. На затылке длинный узкий хохол. Верх черный с бронзово-зеленым и фиолетовым отливом, низ белый с черной «манишкой», подхвостье рыжее. бока головы и зашеек белые, есть черная лицевая маска. Клюв и радужина темные, ноги розоватые. К осени светлеет горло, на голове появляется охристый налет, на свежих темных перьях развиты узкие светлые каемки. Крылья очень широкие, их испод черно-белый, вершины почти квадратные, из-за этого чибис почти безошибочно узнаваем в полете. Взмахи крыльев редкие, неторопливые, характерен воздушный ток с пируэтами и громкими, скрипуче-мяукающими криками «чьи-бы» («чьи-вы») и более сложными, за которые кулик и получил звукоподражательное название. Чибис легко узнается по узкому хохолку на голове, а в полете - по широким, округлым крыльям с черными концами и надоедливому крику: "чьи-вы-чьи-вы".

Чибис широко распространен по внетропической зоне Евразии от западной Европы до Приморья, на востоке Сибири встречается спорадично, заходит в зону тайги по луговым поймам. Расширяя свой ареал вслед за распространением сельхозугодий. достиг в Европе и на Ямале Заполярья. Зимует на западе Европы, в Средиземноморье, в субтропиках Восточной Азии. В средней полосе России появляется с зимовок в конце марта, держится по первым проталинам. На гнездовье встречается в самых разных агроландшафтах, на лугах. по окраинам болот, в степной зоне выбирает влажные низинные участки. Чибис - типичный обитатель приречных лугов, полей и болот без кочек и высокотравья в пределах степной и лесостепной зон, подтайги и южной тайги.

Пары формируются на территориях самцов, охраняемых даже в разреженных колониях. Известны случаи бигамии, когда на территории самца гнездятся две самки, бывают и сдвоенные кладки. Гнездо - неглубокая ямка, выстланная сухой травой. Кладка - 4 грушевидных яйца буровато-песочного тона с густым темным крапом. Кладку насиживает преимущественно самка, самец охраняет участок, насиживание длится 24-28 дней, выводки перемещаются с полей и лугов в более сырые места, где находят обильный корм. Молодые поднимаются на крыло в возрасте 5 недель. Во второй половине лета чибисы образуют большие стаи, иногда до нескольких тысяч птиц, и начинают постепенно откочевывать в южном направлении. По данным кольцевания чибисы достигают возраста 19 лет.

Питается чибис различными беспозвоночными, преимущественно жуками и их личинками.

В настоящее время в большинстве районов Евразии чибис – фоновый вид.

Источник: Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, МГУ, 2001