на главную/

От палеолита до наших дней

От палеолита до наших дней

С Анастасией Абдульмановой беседует наш корреспондент Елена Тимохина.

- Как в наши дни становятся художником-анималистом?

- Наверное, нет универсального "рецепта", как стать кем-либо - были бы такие, так каждый стал тем, кем хочет. Так что могу рассказать только о своем "пути".
Родилась и живу я в городе Новосибирске. Рисовать начала с двух лет, в детстве рисовала очень много, причем уже тогда отдавала предпочтение животным, но людей тоже не избегала (да и сейчас не избегаю). Сюжеты брала "из головы". Никогда не ходила в художественные школы, и даже не знаю, хорошо это или плохо. Выставки у меня были только детские, у отца на работе ежегодно проводился Конкурс детского рисунка, там я и выставлялась, и периодически занимала первые места.
С того же самого детства интересовалась и животными, большая часть прочитанной мною литературы состояла из Сетон-Томпсона, Даррелла, Хэрриота, Гржимека, Лоренца, Акимушкина и прочих. А вот "Трех мушкетеров", например, так и не прочитала. В доме всегда была какая-нибудь живность, начиная с аквариума, заканчивая собакой (сейчас у меня живет только кот). Две моих старших сестры и я постоянно притаскивали домой всевозможных раненых голубей, котят, щенят, благо наша мама относилась к этому с пониманием, потом птиц выпускали, котят и щенят отдавали в хорошие руки.
После школы поступила в архитектурный институт, но через полгода бросила. И вот, с весны 1995 года и по сей день я работаю художником в Институте археологии и этнографии СО РАН, в секторе палеолита, т.е. каменного века. Рисую древние каменные орудия, изготовленные человеком, здесь же я практическим путем освоила компьютер (работаю с графикой), здесь же я получила доступ в интернет. У нашего сектора есть сайт (в его создании я принимала непосредственное участие)

Так что для художника-анималиста, думаю, нужны как минимум две составляющие - умение рисовать (как его получить - не знаю, оно мне было дано) и любовь к животным, но не просто как к "милым пушистым зверюшкам", а как к созданиям природы, которая ничего не делает зря. Ну, еще думаю, что надо иметь знания животного мира, хотя бы любительского характера, почерпнутые из книг (например, я знаю, что ягуар и ягуарунди - это совсем разные кошки, что кугуар - это пума, или горный лев, знаю около 150 пород собак, и тому подобное). Кстати, в нашем зоопарке, пока рисовала снежного барса, услышала, как кто-то назвал его гиеной. Здорово, правда?
- Откуда Вы берете модели для изображаемых животных?

- Как правило, животные приходят "из головы", т.е. из памяти, из когда-либо увиденного, для этого необходимо воображение, чтобы представить животное в различных ракурсах. С натуры рисую очень редко, т.к. с этой целью надо предпринимать "вылазку" куда-либо, например, в зоопарк. Как таковых, картин у меня нет. Все мои работы – это, как правило, наброски тушью или карандашом. На один такой набросок уходит примерно 10 - 15 минут максимум. Рисую по настроению, когда хочется отвлечься. Практически не думаю, что хочу получить на бумаге, "думаю рукой".

Больше всего рисую лошадей, т.к. очень люблю (к сожалению, у меня на лошадей аллергия, и я лишена "живого контакта"), часто рисую собак, "уважаю" волков и больших кошек. Когда рисовала в зоопарке, рисовала тех, кто привлек внимание своей позой, своим движением. Кстати, очень важно иметь хорошую зрительную память и "быструю руку", т.к. даже когда рисуешь с натуры, животное не замирает специально для тебя в эффектной позе. Поэтому очень важно уметь наблюдать и запечатлевать в своей памяти увиденное, а также уметь "схватить" движение.
- Как часто Вы ходите в зоопарк?

- Если бы я жила неподалеку от нашего зоопарка, то ходила бы туда каждую неделю. Сейчас это большой по площади парк, где приятно погулять, и есть где посидеть и отдохнуть. Я живу в Академгородке, практически на окраине Новосибирска, а зоопарк находится на другом конце города. Дорога занимает не меньше полутора часов с пересадками, поэтому попадаю я туда раза четыре в год, не чаще. Последний раз была еще осенью, и, к сожалению, не уверена, что смогу туда съездить весной - у меня осталось не так много времени до отъезда в экспедицию. А весной в зоопарке интереснее всего - у кого-то брачные игры, у кого-то уже малыши появляются. Путешествовать мне много не приходилось: как-то зимой, находясь в командировке, была Питерском зоопарке зимой, а в Московском была в глубоком детстве.
- Настя, у Вас редкая профессия, которая позволяет Вам сравнивать палеолитических и современных животных с точки зрения специалиста.

- Профессия у меня действительно редкая, но вот палеолитических животных "по работе" рисовать не приходилось еще, основной мой "профиль" - рисунки каменных изделий, эта работа достаточно сложная и специфичная, но доставляет мне удовольствие. Если бы я работала художником в палеонтологии, то занималась бы больше животными. Хотя есть такая идея у моих начальников - опубликовать в книжке о реконструкции природной среды мои рисунки животных того времени. Но пока идея не воплощена в конкретное задание, но, тем не менее, рисунки некоторых зверей у меня уже есть. Например, лошадь Пржевальского, пещерная гиена, шерстистый носорог.  
- Какое из животных того времени наиболее узнаваемо в его современных предках?

Мне достаточно сложно ответить на Ваш вопрос, поскольку облик вымерших животных практически всегда остается спорным, т.к. остается только скелет, а по поводу шерстного покрова, окраски - сплошные догадки. С мамонтом проще - их находили и в вечной мерзлоте, когда сохраняется и шерсть, и содержимое желудка, и т.д. В период от 200 до 10 тыс. лет назад, которым занимаются наши археологи, большинство фауны было уже практически современной, просто много видов животных из того времени теперь не водятся на этой территории (мы работаем в Горном Алтае) из-за изменения климата. Например, когда-то на территории Монголии обитали страусы.

На нашей территории в разные временные отрезки жили гиена, носорог, дикобраз, красный волк, лошадь Пржевальского и многие другие, в том числе представители и современной фауны Алтая. Представители вымершей фауны - это мамонт, шерстистый носорог, пещерная гиена, пещерный медведь, бизон. Надо сказать, "подробно" этими животных я еще не пыталась изобразить, кроме гиены. В принципе, их облик был достаточно похож на современных животных близких видов, но, как правило, вымершие животные были крупнее и массивнее. Поэтому пещерную гиену я рисовала с современной пятнистой, но неизвестно, такие же у нее были уши, окрас.
- Какое из палеолитических животных наиболее поражает ваше воображение?

- Пещерная гиена, на мой взгляд, один из самых интересных хищников плейстоценовой фауны. Вполне возможно, она существовала в некоем "содружестве" с древним неандертальцем, т.к. по раскопкам видно, то в пещерах жили то гиены, то люди, при этом нет остатков человеческих костей, хотя для пещерной гиены не составляло труда напасть на человека.

А может быть, это и был первобытный художник, который рисовал ту гиену с натуры? Важный исторический момент, с которого пошло приручение животных и развитие анималистической живописи!


Эти и другие работы Анастасии Вы сможете увидеть в Галерее Филина.

 

Реклама
© Лев Филин
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика