Семейство ·Утиные - Anatidae

Семейство Утиные - Anatidae

Это семейство составляет подотряд Anseres, объеденяет водоплавающих птиц с характерным обликом утки, гуся, лебедя. Размеры их различны от 260 г до 15 кг.
Тело утиных обтекаемое, хорошо развит подкожный слой жира. Шея длинная и гибкая, из 16-25 позвонков. Голова маленькая, глаза небольшие. У ряда видов, которые много времени проводят на море, развиты надорбитальные солевыодящие железы.

Клюв более или менее уплощенные, широкий, покрыт тонкой чувствительной роговой оболочкой. Ноздри несквозные, продолговатые. На краях надклювья и подклювья находятся специальные пластинки, в которых застревают мелкие объекты при процеживании воды, вода нагнетается  в ротовую полость поршнеобразными движениями мясистого языка. У ряда групп эти пластинки в виде острых роговых зубцов, которые служат для удерживания живой добычи или крепкого захвата стеблей и листьев растений. Это важно при «щипании» и выкапывании клубней.

Ноги данного семейства относительно короткие и толстые, широко расставлены. Три передних пальца соединены хорошо развитой плавательной перепонкой (исключение – полулапчатый гусь Ansersnas semipalmatus). Задний палец мал и расположен выше остальных.

По суши утиные ходят и бегают, переваливаясь. А плавают хорошо, многие легко ныряют. Крылья утиных хорошо развиты, хотя есть и исключения. Полет утиных может достигать 90 км/ч, но полет их маломаневренный. Практически не могут парить.

Половой димофирзм в окраске развит у большинства уток. Самки имеют скромную буровато-пеструю окраску. Самцы же окрашены ярко, контрастно, нередко имеют украшающие причудливые перья.

У лебедей, гусей, древесных и некоторых земляных уток половой диморфизм не выражен. Это обычно связано с участием самца в заботе о потомстве.

Утиные обычно моногамны, но у многих уток есть такая последовательность, когда самцы спариваются с несколькими самками. А вот у гусей и лебедей пары сохраняются постоянно. Отсюда и легенда про «лебединую верность». Для  утиных характерны брачные игры на воде и драки между самцами. Спаривание обычно происходит на воде, причем селезень ведет себя по человеческим меркам грубо. Он топит самку, треплет и щиплет ее. Иногда одну самку в воздухе или на воде преследует до десятка самцов.

Гнезда строятся возле водоемов на земле, в зарослях. Самка выстилает дно гнезда своим пухом, выщепленным из своего брюха. Уходя кормится, птица прикрывает пухом яйца и поэтому кладка не остывает в течение час и более.  У утиных количество варьирует от 4 до 12 яиц.

Многие самки иногда подкладывают свои яйца в гнезда другим уткам. Известны случаи, когда были подложены яйца в гнезда хищных птиц. Так, черноголовая утка Heteronetta atricapilla – настоящий гнездовой паразит. Обычно она откладывает по 2 яйца в гнезда других уток и лысух.

Кладку насиживает самка, она же и водит своих детей сама, только у видов с долго сохраняющимися парами – оба партнера. Маленькие утята зрячие, хорошо бегают и плавают. Взрослые птицы обогревают их ночами и во время плохой погоды. Изредка  птенцы отдыхают, взобравшись на спину плывущей птицы.
Бывает, что осиротевшие птенцы принимаются в стаю не только своих, но и других видов.

Кормятся утиные часто в сумерках или ночью.
К естественным врагам утиных относятся наземные и пернатые хищники. Значение утиных в жизни человека многообразно. С давних пор они – традиционный объект охоты. Одновременно утиные – персонажи почти всех народов сказок.

Несколько видов утиных были одомашнены в разных частях света. Причем домашние формы порой сильно отличаются от диких предков. Например, кряква дала начало домашней утке, вероятно это произошло в Восточной Азии еще до нашей эры. Сейчас в мире наиболее распространена белая пекинская утка. Она весит 4 кг и откладывает до 140 яиц в год. Некоторые мясные породы домашних гусей достигают массы до 15 кг.

Существуют также и бойцовые гуси. Они выводятся специально для поединков. В качестве декоративных парковых пород частично одомашнены  также лебедь-шипун, черный лебедь, утка-мандаринка. Большинство видов утиных хорошо размножаются в неволе.

Е. А. Коблик. Разнообразие птиц, часть 1, Москва. МГУ, 2001
Диких уток относят к двум подсемействам и шести трибам. Подсемейство гусиные (Anserinae) включает одну их трибу – древесных, или свистящих, уток (Dendrocygnini), наиболее близких к гусям. Остальные виды составляют подсемейство утиные (Anatinae), которое включает пять триб: Tadornini (пеганки), Cairinini (мускусные утки и их близкие родичи), Anatini (настоящие, или речные, утки), Aythyini (нырки), Mergini (гаги, турпаны, крохали и близкие к ним таксоны).

Подсемейство ·Гусиные - Anserinae