Отряд ·Ржанкообразные - Charadriiformes

Отряд Ржанкообразные - Charadriiformes

Отряд Ржанкообразные - Charadriiformes - крупный, очень неоднородный отряд, включает птиц самого разнообразного облика, разных, преимущественно мелких и средних размеров (от 20 г до 2,2 кг, истребленная бескрылая гагарка – до 5 кг). Подавляющее большинство ведет водный или околоводный образ жизни и питается животным кормом.

Число общих для всего отряда морфологических признаков невелико, но в комплексе они хорошо выделяют данную группу. Череп схизгнатический с развитым сошником. у некоторых групп выражен переход в эгитогнатизму. В связи с разнообразием способов добывания корма, у ржанкообразных встречаются почти все типы кинетизма черепа, известные для класса. Шейных позвонков 12-16, грудные сливаются в спинную кость (исключение – чистики), вилочка хорошо развита. Хорошо развиты надорбитальные солевыводящие железы. Цевка и нижняя часть голени не оперены. Лапа анизодактильная, обычно заметно редуцирован задний палец (исключение – яканы). Гортань трахео-бронхиальная, сонные артерии парные. Пищевод растяжим, зоба обычно нет (исключение – цветные бекасы, зобатые бегунки). Слепые кишки развиты в разной степени.

Первостепенных маховых 11, перо мало и часто незаметно. Рулевых 6-9 пар, изредка больше. Пух растет по птерилиям и аптериям, копчиковая железа хорошо развита и оперена. Обычно в году полная послегнездовая и частично предбрачная линьки, развит сезонный и возрастной морфизм окраски, половой диморфизм – в виде исключений.

Биологические параметры у ржанкообразных чрезвычайно разнообразны. Обычно, птицы этого отряда моногамы, размножаются раз в году, гнездятся на земле. Яиц бывает не больше 4, они крупные, с окрашенной и пятнистой скорлупой. У видов, перешедших к закрытому гнездованию, яйца могут терять пигментацию.

Птенцы выводкового типа, вылупляются зрячими, с густым пухом, у ряда групп происходит переход к полувыводковости. В заботе о потомстве принимают участие оба родителя, но есть исключения. Есть как оседлые, так и мигрирующие виды, в том числе рекордно дальние игранты. Во внегнездовой период ржанкообразные птицы держатся стаями, а многие виды и гнездятся колониально.

Поскольку ржанкообразные – массовые птицы ряда местообитаний, их практическое значение довольно велико. Многие виды относятся к охотничьим, другие выполняют роль естественных регуляторов численности беспозвоночных и мелких позвоночных в биоценотических цепях, истребителей вредителей сельскохозяйственных культур или мусорщиков, утилизирующих отходы. Некоторые массовые виды в последние десятилетия стали источником загрязнения в городах, стали опасностью для авиации.

Приблизительно 350 современных ржанкообразных группируется в 11-18 семейств, те, в свою очередь, объединяют в несколько надсемейств и подотрядов.

В отличие от большинства видов птиц, разнообразие и численность ржанкообразных птиц не падает от тропиков к умеренным и северным широтам, а даже возрастает. Именно на севере ржанкообразные начинают доминировать в составе многих орнитокомплексов. В фауне России, как северной страны, число видов ржанкообразных по отношению к представителям других отрядов больше, чем в среднем в мировой фауне. По числу не только семейств, но и видов они уступают только воробьинообразным. В России гнездятся примерно 128 видов (более половины видового состава отряда) из 30 родов и из 11 семейств, отмечены залеты еще 33 видов.

Источник: Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, МГУ, 2001.

Подотряд ·Чистики - Alcae