Лазоревка белая, или князек

Parus cyanus
Лазоревка белая, или князек - Parus cyanus - меньше большой синицы. Оперение большей частью белое, с серыми и голубыми участками на голове, спине, крыльях и хвосте. Самец и самка выглядят сходно, но у большинства самцов голубой цвет несколько темнее и более насыщенный. Сезонные изменения окраски несущественны. У молодых в гнездовом наряде нет голубого цвета на голове и спине, он заменен буровато-серым, на брюшной стороне бывает желтоватый налет. К осени становятся похожими на взрослых, и до следующего (2-го календарного) лета отличаются тем, что кроющие первостепенных маховых у них голубовато-серые, отличаются от остальных (голубых) верхних кроющих крыла. У более старых птиц все кроющие крыла одного цвета - голубые. Вес 10-16 г, длина 12-15, крыло 6,1-7,3, размах 19-22 см.

Князек распространен в средней по широте части Евразии от Уссурийского края до Белоруссии. Везде князек населяет лиственные леса, реже - смешанные, а иногда - даже хвойные, но с хорошо развитым кустарниковым подлеском. В горах, например, в Тянь-Шане, по подходящим местам проникает на гнездовье до 2500 метров над уровнем моря. Гнездятся в пойменных лесах и кустарниках, в заросших лесом и кустарниками высокотравных или тростниковых болотах и заболоченных лиственных и смешанных лесах. Гнездятся и в "чистых" тростниковых зарослях. Подробнее распространение в Казахстане смотрите в разделе Подвиды.

Оседлая птица. Осенью и зимой, кочуя по лесу, князьки нередко задерживаются в населенных пунктах, а в городах, в том числе и в Алма-Ате, встречаются в садах, парках, скверах; в суровые многоснежные зимы они нуждаются в подкормке.

В западной литературе лазоревки (обыкновенная, белая, желтогрудая ) выделяются в отдельный род Cyanistes Kaup, 1829. В советской литературе Cyanistes считается лишь подродом.