Клест обыкновенный

Обыкновенный клёст

Обыкновенный клест, "клест-еловик" - Loxia curvirostra Linnaeus - немного крупнее снегиря (вес 43-50 г). Крылья и хвост черно-бурые. Самцы буровато-желтые. Самки и молодые - зеленовато-серые, молодые с продольными пестринами. Сложение плотное. Клюв с перекрещивающимися надклювьем и подклювьем. Держатся стаями на хвойных деревьях, подвешиваясь к шишкам. Крик - частое звонкое "кле-кле". Песня - громкие звучные свисты, прерываемые щебетаниями и более тихими скрипящими звуками. Самки тоже поют, но тише и менее разнообразно.

Встречается в темнохвойной и смешанной, реже в светлохвойной тайге, к северу до пределов лесной растительности, но уже в северной тайге очень редок. На юге Средней Сибири встречается только в горной тайге: в высокогорных кедровниках и лиственничной тайге, реже в низкогорных кедровниках.

Гнездится в еловых или смешанных, но со значительной примесью ели или сосны участках леса. Гнездо представляет собой сравнительно массивную постройку, стенки которой состоят из двух слоев: наружного (из тонких сухих еловых веток, мха и лишайников) и внутренного (из мха, тонких стебельков, шерсти и перьев). Гнездо на крупной ели или сосне (что бывает реже) расположено всегда на горизонтальном суку далеко от ствола, а на вершине небольшой елки - у самого ствола. Характерно, что во всех случаях сверху гнездо хорошо прикрыто густыми ветвями ели или сосны. Кладка - 3-4 бледно-зеленовато-голубых яйца с бурыми пятнами.

Питается семенами хвойных (ель, пихта, лиственница, реже сосна), иногда насекомыми. Птенцов кормит измельченными семенами хвойных.