Воробей полевой

Воробей полевой - Passer montanus Linnaeus

Воробей полевой - Passer montanus Linnaeus.
Английское название полевого воробья - Eurasian Tree Sparrow.
Полевой воробей заметно мельче домового воробья (в среднем 14 см, 20-30 г), они похожи окраской корпуса и крыльев, но отличается окраской головы. Каштановая шапочка отделена от коричнево-пестрой спины узким белым ошейником и на белой щеке выделяется черное пятно, горловое пятно небольшое. Полового диморфизма нет.

По мнению специалистов, чириканье полевого воробья несколько выше и благозвучней.

Наряду с домовым воробьем полевой – наиболее широко распространенный синантропный вид семейства. Это распространенная птица в населенных пунктах и агроландшафтах от запада Европы до Сахалина, Курил, Японии, а также  Филиппинских и Зондских островов. Отсутствует на севере Скандинавии, в тундровой зоне, на лесном северо-востоке Сибири и на Камчатке. Нет его также в Аравии, на юге Ирака и в Индии.  Полевой воробей встречается  в некоторых районах США. В связи с развитием сельского хозяйства в Западной Европе численность воробья там сокращается.

Полевой воробей предпочитает селиться на деревьях, чаще домового воробья обитает в естественных ландшафтах – в лесах, лесостепях, по береговым обрывам и оврагам. Полевой воробей чаще предпринимает послегнездовые кочевки, из самых северных районов обитания на зиму улетает.
Гнездится птица плотными гнездовыми колониями и отдельными парами в пустотах построек человека и в разнообразных дуплах, а также в норах ласточек-береговушек и сусликов.

Часто полевые воробьи устраивают гнезда между сучьями крупных гнезд пернатых хищников и ворона, находя,  таким образом защиту от других хищников. В стенках гнезда орла или орлана может поселиться до десятка пар воробьев. В средней полосе полевые воробьи начинают гнездиться с апреля-мая.
Гнездовая биология  как и у домового воробья, только пары сохраняются в течение нескольких лет. Самец и самка, образуя пару, охраняют гнездовую территорию.

Обычно полевой воробей откладывает  яйца, окраска которых  бывает  однотонно бурой, то есть опятнение полностью закрывает фон.
У гнезда родители ведут себя скрытно. В году обычно два, а на юге ареала три кладки.

Продолжительность жизни полевого воробья такая же, как  и у домового.

В рационе птицы преобладают «естественные» корма, большое место занимают насекомые. В крупных городах полевой воробей заметно уступает по численности домовому, хотя в центре города отсутствует совсем. В большинстве сельских населенных пунктов преобладает над домовым воробьем или встречается при его отсутствии. Смешанные стаи этих двух видов бывают сравнительно редко.