Пуночка обыкновенная

Пуночка

Пуночка (Plectrophenax nivalis Linnaeus) - небольшая птичка весом 35-40 грамм. Общая окраска белая. У самца весной спина, концы крыльев и широкая полоса вдоль середины хвоста черные. Осенью голова и полоса на зобе рыжеватые, на спине светлые пятна. У самок и молодых верх буровато-серый, а белый цвет грязноватый. Крик - звонкая трель. Песня - короткие звонкие трели.

Птица каменистых тундр и полярных пустынь Крайнего Севера предпочитает каменистые каньоны рек и приморские низинные равнины. Населяет все каменистые участки арктических тундр. Часто гнездится у жилья человека, в том числе и в специально поставленных для этого ящичках. Гнездо хорошо спрятано в грудах плавника, в трещинах обрывов, пустотах среди камней, поленницах дров, строениях человека. Известен случай, когда пуночки устроили гнездо в выдолбленной ими же буханке хлеба, забытой полярниками на береговом льду у Северной Земли. Гнездо плотно сплетено из травы и мха, в стенки внутри вплетаются перья птиц (куропаток и белой совы), а дно примерно в 1 см толщиной устилается мелкими перышками, собачьей и оленьей шерстью. Кладка - 4-7 зеленовато-белых с темными пятнами яиц.

Питается семенами растений и малоподвижными насекомыми: комарами-долгоножками, жужелицами, реже ручейниками, пилильщиками, некоторыми мухами.