Овсянка обыкновенная

Обыкновенная овсянка

Обыкновенная овсянка - Emberiza citrinella Linnaeus. У самца спина и пятна на боках груди коричневые, голова, горло, грудь и брюхо желтые с редкими коричневатыми пестринами, крылья и хвост бурые. У енисейских овсянок вместо желтого на груди и боках обычно бывает беловатый цвет, поэтому их легко спутать с белошапочной овсянкой. У самки и молодых коричневый цвет заменен бурым, а желтый - грязновато-желтым, на груди и брюхе продольные пестрины. Крик - звонкое "цик-цик". Самец поет, сидя на вершине куста или дерева. Песня - звонкое "зинь-зинь-зинь-зииии-циик" или "цык-цык-цык-цык-цык" и кончается протяжным "чжии".

Птица разреженных лиственных и смешанных лесов и лесостепи европейского происхождения. В подтайге встречается повсеместно.

Гнездо строит на земле, обычно под деревом или кустом в виде небольшой ямки, выстланной сухой травой и конским волосом. Кладка - 4-5 белых с розоватым оттенком и темными тонкими жилками яиц. Питается насекомыми, семенами, потерянными при уборке культурных растений и сорняков.

Фото: С.М.Чупров

Птицы устраивают гнезда на земле. Птенцов выкармливают насекомыми, ими же летом питаются и взрослые овсянки.

В остальное время овсянки — зерноядные птицы. Считается, что овсянки исчезли из городов после замены лошадей автомобилями, а также по причине уязвимости расположенных на земле гнезд.

Распространена обыкновенная овсянка в умеренной зоне Европы и Азии к востоку до Нижней Тунгуски и верховьев Вилюя. В северных частях ареала перелетная, в южных — оседла.