Чиж

Чиж - Spinus spinus Linnaeus. Мелкая птичка (вес 12-14 г). Самец желтовато-зеленный, шапочка, пятно под клювом, крылья и хвост черные. Брюшко белое. На хвосте и крыльях желтые полосы. Клюв короткий и острый. Самка и молодые бело-серо-зеленоватые, с мелкими продольными пестринами. Крик - звонкое "тиилли-лиии". Песня - трескучая и щебечущая скороговорка, довольно разнообразная. В основе ее лежат звуки: "циви-тиви-циви-тиви-кеее". Последний слог песенки растянут и хрипловат. Чижи хорошо живут в неволе. В природе летают плотными стайками с тихим щебетанием, коротким чириканьем и звонкими позывками вроде: "пилли-пии". Полет прыгающий, волнистый.

Чиж - птица смешанных и южно-таежных лесов Европы и Дальнего Востока с недостаточно выясненными и, видимо, неустойчивыми границами ареала. В последние десятилетия, вероятно, идет расселение чижа и в западном, и в восточном направлениях, и разрыв между западной и восточной частями ареала постепенно смыкается. Весной держится парами, в остальное время - стаями. Гнездо строит чаще всего на ели либо вблизи вершины, либо у конца одной из боковых ветвей в 2-2,5 м от ствола, либо у самого ствола на высоте 8-27 м от земли. Искусно сплетенное плотное гнездо имеет полушаровидную форму. Основание гнезда сложено из тонких еловых веточек, боковые стенки сделаны из переплетенных между собой веточек, сухих стебельков трав, корешков, волокон мха, скрепленных друг с другом паутиной и древесными волокнами. В наружные стенки гнезда вплетены мох и лишайники. Лоток выстлан шерстью, конским волосом, растительным пухом и одиночными перьями. В кладке 5-6 яиц беловато-голубого или бледного зеленовато-голубого цвета с ржаво-бурыми или бледно-красными крапинками и штрихами.

Кормится в березовых и ольховых рощах, часто подвешиваясь вниз головой на ольховых шишечках. Питается семенами древесных пород, трав, сорняков и насекомыми.

По материалам сайта: Птицы Средней Сибири