Синица усатая

Синица усатая - Panurus biarmicus Linnaeus
Английское название - Bearded Reedling.
Усатая синица распространена по тростниковым крепям степной и лесостепной зон от западных границ России до Забайкалья.

Это единственный вид сутор, распространенный не только на востоке Азии, но и  встречается на территории Испании, Британии и Швеции.

Выглядит эта птичка весьма обособленной в семействе, поскольку имеет тонкий клюв и выраженный половой диморфизм, причем пол  можно различить уже в гнездовом наряде. Взрослый самец рыжий сверху, светлый снизу, с розово-винными тонами на боках и черным подхвостьем. На голубовато-серой голове выделяются черные треугольные усы из удлиненных перьев, спускающихся от желтого клюва до глаз на грудь. Самка также рыжеватая сверху, светлая снизу, как и самец имеет черные и белые поля на крыльях, хвосте, желтые глаза и клюв, но лишена голубовато-серых и винных тонов, черные усы и пятна на подхвостье отсутствуют.

Молодые птицы более светлые, желтовато-рыжие, сравнительно короткохвостые, на спине развито обширное  черное поле. У самца желтый глаз окаймлен черным, черная полоса идет от глаза к клюву, у самца радужина темная, черный цвет в оперении головы отсутствует.
Ноздри у сутор, в отличие от толстоклювых синиц, прикрыты роговыми крышечками. В целом клюв похож на клюв вьюрков и паже попугаев, но более сжат с боков. Усатая синица (Panarus biarmicus) имеет клюв более низкий, удлиненно-конический. Как и мелкие суторы, усатая синица предпочитает держаться мелкими стаями.