Синица длиннохвостая (Ополовник)

Длиннохвостая синица, ополовник

Длиннохвостая синица, ополовник- Aegithalos caudatus.
Английское название -long-tailed tit.

Самый крупный (длина 13-17 см, масса 6-10 г., размах крыльев 17-20 см), длиннохвостый (длина средних рулевых до 10 см) и широко распространенный вид рода и семейства. Ареал  простирается от Пиренейского полуострова. Британских островов и Скандинавии до Камчатки, Сахалина, Курил, Японии и от средней тайги до субтропиков Средиземноморья, Ближнего Востока и Китая.

На протяжении столь обширной области распространения образует несколько групп подвидов,  которые различаются окраской и особенно длиной хвоста. Для всех характерны темный клюв. Радужина, ноги, красные или оранжевые веки, темный хвост с белыми «клиньями» на укороченных трех крайних парах рулевых. У молодых птиц всех подвидов более короткий хвост, окраска в целом более темная. От клюва до зашейка по бокам головы развита широкая черная маска, распространяющаяся на щеки, сливающаяся с темным оперением спины, но оставляющая светлыми шапочку, подбородок и горло.

Крупный контрастный номинативный подвид населяет север Европы (кроме Кавказа), Манчжурию, север Кореи. Взрослые птицы  этого подвида отличаются целиком белой головой, контрастирующей с черной спиной, белым с розовым оттенком низом тела, серо-розовыми полями на плечевых перьях.

Большую часть Европы населяют менее крупные формы (группа подвидов europaeus) с хорошо выраженными серо-розовыми оттенками в оперении, темными пестринами на щеках и широкими черными бровями, соединяющимися на зашейке. Наиболее мелкими размерами, укороченным хвостом отличаются кавказские, ближневосточные и восточноазиатские ополовники (группы подвидов alpinus, glaucogularis), у некоторых форм развито темное горловое пятно.

Ополовник предпочитает лиственные, смешанные леса и мелколесье и  является обычным видом в подходящих местообитаниях. На юге ареала встречается и в ксерофитных кустарниковых ассоциациях. Всю осень и зиму стайки держатся оседло на одной территории, охраняемой от соседних стаек, но иногда объединяются с группами других синиц. Некоторые ополовники совершают широкие кочевки.

Члены группы постоянно перекликаются, издавая высокое попискивание «си-си-си» и дребезжащие трельки «цррр». Пары формируются в конце зимы, распределяются по гнездовым территориям и приступают к размножению уже в марте – апреле. На постройку крупного толстостенного гнезда уходит до 3-х недель, оно расположено обычно не менее чем в 3-х метрах от земли в развилке ствола или толстых вертикальных ветвей. В кладке от 6 до 16 яиц, иногда совсем лишенных крапа. Самка уделяет насиживанию больше времени, чем самец, ее в это время можно узнать по изогнутым и помятым перьям хвоста. У гнезда птицы ведут себя очень скрытно. Иногда в выкармливании выводка участвуют гнездовые помощники. У части пар в году бывает 2 кладки. Максимальный известный возраст – 8 лет.

Ополовники неплохо переносят неволю.

Источник: Е.А. Коблик «Разнообразие птиц». Москва, Издательство московского университета, 2001, том 4.