Синица большая (большак)

Большая синица

Большая синица (большак) - Parus major.
Большак (английское название - Great Tit) –это крупная, относительно длиннохвостая синица, размером почти с воробья — длина 13-17 см, масса 14-21 г, размах крыльев достигает 22-26 см. Верх зеленоватый, низ желтый, крылья и хвост синевато-серые. На крайних рулевых развиты клиновидные белые поля, на крыле видна тонкая белая поперечная полоска. Характерны блестяще-черная шапочка, доходящая до глаз, светлое пятно на затылке, белые щеки, окаймленные черным, черное головное пятно, продолжающееся на груди, брюхе и подхвостье черным “галстуком”, заметно более широким у самца. Молодая птица выглядит желтовато-зеленой, менее контрастной, желтоватая щека не отделена темной полосой от такого же цвета на груди.

Позывки очень разнообразны, обычно это звонкое “твинь” (похожий сигнал есть у зяблика), “ци-ци-ци”, “пинь-пинь-черере”, при тревоге — ворчливое стрекотание. Песня — звонкое двух трехсложное — “ци-ти, ци-ти”, “цинь-ти-тя, цинь-ти-тя” или “зин-зи-вер”, с понижением тона на последнем слоге. Большак наиболее активно поет в начале весны, перед гнездованием, иногда поют и самки. Населяет практически всю Европу, Ближний Восток, Кавказ, лесную и лесостепную зону Сибири, встречается на Тянь-Шане. Образ жизни типичен для синиц. Многие пары сохраняются в течение нескольких сезонов. Гнездится вскоре после схода снега в лесах самого разного типа: в парках, садах, населенных пунктах.