Овсянка тростниковая, или камышевая

Тростниковая овсянка

Тростниковая овсянка - Emberiza schoeniclus, Linnaeus. Синоним - Камышовая овсянка, или камышевая. Очень похожа на полярную овсянку, но крупнее (вес 17-19 г). Кроме того, на крыльях мелкие кроющие перья рыжеватые, а не сероватые, как у полярной овсянки. Крик - негромкое "цик-циик", а песня - довольно громкое "шри-шри-тири-тири".  Характерная птица приречных пойменных зарослей и закустаренных лугов севера Средней Сибири (подвид Еmberiza schoeniclus passerina). На юго-востоке Красноярского края, в бассейнах рек Бирюса и Мура (левые притоки Ангары) изредка встречается другой подвид - Emberiza schoeniclus раllidior.  Гнезда устраивает на земле или в развилках сучьев черемухи и ивы на высоте 0,3-1 м, иногда на куче прошлогодней травы в зарослях ольховника и на высокой осоковой кочке. Кладка - 4-5 голубовато-серых яиц с темным крапом. Питается семенами и насекомыми.

Самец тростниковой овсянки, сидя на сухой ветке куста или на стебле камыша, оглашает окрестности однообразным пением. Длина птицы 15 см. У самца голова, подбородок и грудь аспидно-черные, от клюва к зобу белая полос­ка, спина рыжая с бурыми пестринами, испод серовато-белый. У самки буроватая голова, светлая бровь и черно-белые «усы». Зимой у самца черного на голове нет и вообще он не­отличим от самки. В апреле самка строит гнез­до - обычно на сухом месте у воды, под при­крытием свисающей осоки, ситника, различ­ных кустов. На кладке из 5-6 серовато-розовых с темным рисунком яиц  сидит преимущественно самка, но иногда и самец принимает в этом деле участие.

Тростниковая овсянка рас­пространена по всей Европе, в северной и умеренной части Азии до самой Камчатки. В отличие от приведенных выше овсянок, этот вид перелетен и зимует в Южной Европе или Южной Азии.