Овсянка садовая

Садовая овсянка

Садовая овсянка (Emberiza hortulana Linnaeus) - небольшая овсянка. У самца голова и грудь светло-серые, горло желтоватое, крылья и хвост бурые, остальное оперение охристо-коричневатое, на спине темные пестрины. Клюв красноватый. У самки и молодых верх и щеки коричневатые, низ охристо-беловатый, на спине и зобе продольные пестрины. Крик - негромкое "цик-цик", песня громкая, простая, овсяночьего типа, вроде "тью-тью-тьюррр".  Европейский вид придерживается открытых ландшафтов с кустарниками и сухим редколесьем. это обычный гнездящийся вид опушек, вырубок, лесостепных рощ и степных зарослей кустарников Минусинской котловины. Садовая овсянка многочисленна в Июсской лесостепи в лесных полосах из акации с одиночными деревьями и хорошо развитым травяным покровом вдоль железных дорог и в светлохвойно-тополевых полосах с редким подлеском из ив, смородины и облепихи.  Гнездо на земле, обычно на склоне оврага, под кустиком или нависшей травой. Кладка - 4-6 яиц, грязно-белых с бурым крапом. Взрослые птицы у гнезда очень осторожны и, прежде чем подлететь к гнезду с кормом, они долго осматривают, сидя на каком-нибудь возвышенном мест. В гнездовое время питается насекомыми, в том числе многими вредителями лесного и сельского хозяйства, весной и осенью - семенами сорняков и молодыми побегами растений.

На востоке ареала садовая овсянка местами проникает высоко в горы, на Алтае даже до 2000 м над уровнем моря. Садовая овсянка гнездится в Европе и 3ападной Азии, осенью большими стаями отлета в Северную Африку.