Дубонос обыкновенный

Обыкновенный дубонос

Обыкновенный дубонос - Coccothraustes coccothraustes Linnaeus - небольшая птица (вес 50-57 г) величиной со скворца, но короче, плотного телосложения, с большой головой.

Особенно легко отличим по чрезвычайно массивному, толстому конической формы клюву, незаметно сливающемуся со лбом. Оперение самца весной очень красиво. Лоб, темя и затылок светло-коричневые, горло, полоса вокруг клюва, крылья и хвост черные, шея серо-розовая, спина каштановая, плечи каштаново-бурые, на плечах широкая светлая полоса, брюхо и пятна на хвосте белые. Надхвостье оливково-бурое. Брюшная сторона тела винно-серого цвета, маховые перья, хвост, уздечка, подбородок и полоса вокруг клюва черные. Самка похожа на самца, но окрашена тусклее. У молодых голова и низ с поперечными пестринами.

Полет быстрый и легкий, с частыми ударами крыльев. Голос - негромкий прерывистый треск "цик", "цик-цик", иногда протяжное свистящее "ции".

Пение - дребезжащее чириканье, долгое и надоедливое. Токовая песня - негромкое "бу-бу-бу". Осторожная, малозаметная птица.

Распространен дубонос в умеренных широтах Европы и Азии от Англии до Японии, а также в Северной Африке и Северной Индии. Любимыми местами его обитания служат лиственные леса, вблизи которых находятся дикорастущие или культурные фруктовые и ягодные сады. Селится также в смешанных лесах, рощах, садах и парках, а местами и в борах. В северных частях ареала дубонос птица перелетная, а в южных — кочующая.

в России - обитатель лиственных и смешанных лесов. В лесостепи и подтайге Средней Сибири местами обычен, в тайге всюду редок. Гнездо чаще устраивает в густой кроне лиственных деревьев на высоте 0,6-10 м от земли. Гнездо представляет собой глубокую чашечку с рыхлыми стенками и дном, сплетенными из прутиков, корешков и другого строительного материала. Подстилка состоит из небольшого количества сухих стебельков трав, тонких корешков и конского волоса. Соотношение этих материалов в разных гнездах может сильно варьировать. Кладка - 3-7 зеленоватых с темными пятнами и завитками яиц.

Дубоносы — зерноядные птицы. Питаются они семенами косточковых плодово-ягодных растений — вишни, сливы, черемухи, жимолости, калины, костяники и др., весной также почками деревьев, а также семенами клена, липы, ясеня, ольхи, гороха, кукурузы, подсолнечника. Едят и насекомых. Птенцов выкармливают насекомыми и их личинками, а кроме того и семенами. Там, где дубоносы многочисленны, они в период созревания плодов и ягод наносят некоторый вред садам. Питается семенами деревьев и кустарников, а также косточками плодов черемухи.

По материалам сайтов: ФлорАнимал, Птицы Средней Сибири.