Мухоловка-пеструшка

Мухоловка-пеструшка Ficedula hypoleuca

Мухоловка-пеструшка (Ficedula hypoleuca) - английское название European Pied Flycatcher- это птица длиной 13-15 см, массой 11-17 г и размахом крыльев 22-26 см. Самец сверху черный или буроватый, с круглым белым пятнышком на лбу и белыми полями на крыльях (большие кроющие каймы третьестепенных маховых) и крайней паре рулевых. Тельце снизу белое. Граница между черным и белым цветами резкая.

Самка не столь контрастна. Сверху серовато-бурая, с темными крыльями и хвостом, снизу белесая. Иногда с размытыми пестринами. У самцов развиты цветовые формы, от самой темной и контрастной до коричневато-серой, неотличимой от наряда самок.
Пятно на лбу больше по размеру у самых темных птиц.

Цветовые вариации не связаны с возрастом, а скорее с гормональным  уровнем особей, так как у самцов разных цветовых гамм выявлены и различия в поведении. В гнездовом наряде птицы имеют чешуйчатый рисунок по всему корпусу. Позже, осенью, отличаются от самок охристым налетом.

Короткая песенка самца состоит из звонких трелок разной высоты, исполняемых в «прыгающем» темпе. Ее часто передают как «ци-крути-крути-прю-прю-цити-верти». Позывки – резкое «прить, прить».

Мухоловка-пеструшка гнездится практически по всей лесной зоне Европы, на лесном северо-западе Африки, а также в Западной Сибири. Исключая северную тайгу. Очевидно, вид расселяется на восток. Гнездовые находки недавно появились к востоку от Енисея.
Мухоловки-пеструшки зимуют в Африке к югу от Сахары.

В широколиственных лесах Центральной и Восточной Европы обитает близкий вид - мухоловка-белошейка (F. albicollis), самец которой отличается еще более контрастной окраской – черный верх с обширной белой «лысинкой» на лбу, широким белым ошейником, большими белыми полями на крыльях и белесым надхвостьем.

На Балканах, в Малой Азии, на Кавказе их сменяет полуошейниковая мухоловка (F. semitorquata), имеющая облик, промежуточный между пеструшкой и белошейкой. Часто ее считают лишь подвидом последней.

На местах гнездования мухоловка-пеструшка появляется весной в период распускания листвы или чуть раньше. Обычно первыми прилетают самцы, занимают гнездовые участки с дуплами и начинают активно петь. Высокая песенная активность сохраняется до июля. Селится не только в лесах разного типа, но и в городских парках, садах.
Главное условие – наличие дуплистых деревьев или искусственных гнездовий  дуплянок. Иногда гнездятся в полудуплах, нишах в строениях человека. Обычно жилое дупло мухоловок расположено на высоте 2-4 м от земли, изредка – до 15-20 м.
В гнездовой камере птицы в течение 3-10 дней строят рыхлое гнездо из растительных материалов с лотком из шерсти, иногда гнездо бывает очень массивным. В кладке 6-7, иногда от 3 до 22 яиц однотонно зеленовато-голубого цвета. Самка насиживает кладку 12-14 дней, а самец ее кормит.

В период выкармливания птенцов взрослые прилетают к гнезду с кормом 400-5000 раз в день. Птенцы покидают гнездо через 15-18 дней, но окончательно самостоятельными становятся еще через 2 недели.

В сезоне один выводок, отлет начинается уже в середине июля, завершается в сентябре – начале октября. Мигрируют птицы в основном поодиночке. На следующую весну часть птиц возвращается к прошлогодним гнездовьям, часть осваивает другие районы. По данным кольцевания продолжительность жизни достигает 9 лет.

Исследования рациона мухоловки-пеструшки показали, что до 65% ее добычи – малоподвижные летающие насекомые, которых она собирает с субстрата.
Мухоловка-пеструшка - один из фоновых видов воробьиных наших лесов, редок лишь на севере ареала.

Е.А. Коблик. Разнообразие птиц, часть 4, Москва. МГУ, 2001.