Воробей домовый

Домовой воробей

Воробей домовой Passer domesticus Linnaeus
Домовой воробей – английское  название - House Sparrow.
Длина домового воробья 14-18 (обычно 15) см, масса 21 – 37 г, размах крыльев 22-27 см. Самка выглядит буровато-серой, спина коричневатая с продольными темными пестринами. Над глазом - неяркая светлая бровь, клюв - желтовато-бурый.
У самца низ тела более светлый (чисто-серый) и ярче верх  (каштановый), четче выделяется белая полоска на сложенном крыле. На голове пепельно-серая шапочка, окаймленная со стороны зашейка шоколадной «скобкой», щека светло-серая, через глаз идет черная полоска, развитое черное горловое пятно спускается на грудь. Клюв самца черный, а ноги буроватые.
В осеннем свежем пере эта расцветка выглядит более блеклой за счет маскирующих буроватых каемок на полнокровных перьях, клюв светлее до желтоватого. Птица в гнездовом пере похожа на самку.

Домовой воробей имеет разные варианты чириканья. Громкое повторяющееся чириканье используется  в качестве песни.

Вероятно, первоначальный ареал вида охватывал Средиземноморье, низовья Нила, Ближний Восток, Кавказ, но в историческое время, перейдя к обитанию в населенным пунктах, этот вид распространился вместе с человеком на большей части Евразии.
Сейчас домовой воробей обитает в населенных пунктах и агроландшафтах от запада Европы до Охотского моря, на севере Европы достигает арктического побережья, в Сибири – северной тайги. Не обитает воробей на большей части Восточной и Центральной Азии.  На юге Азии домовой воробей замещен близким видом.

Практически везде домовой воробей - это ярко выраженный оседлый синантропный вид, который составляет основу городской авиа фауны (особенно в центре города). Брошенные поселки и деревни быстро покидает.

Питается домовой воробей не только семенами и насекомыми. В их рацион входят также  различные пищевые отходы.

В средней полосе пары формируются уже к середине зимы (каждый раз заново). В это время среди воробьев царит оживление: самцы громко чирикают, токуют, дерутся между собой.

Гнездятся они в  разных укрытиях, обычно в пустотах деревянных и каменных строений, за наличниками и карнизами, иногда в кучах мусора, скворечниках, дуплянках, норах, трубах, гнездах ласточек. Полость, в которой помещается гнездо, забивают ветошью, соломой, паклей. Домовые воробьи редко селятся отдельными парами, обычно  они собираются большими скоплениями.

Яйца этих птиц имеют очень изменчивую окраску (даже в пределах одной кладки). Размножение начинается в апреле, а заканчивается в августе. За сезон пара успевает вырастить два или три выводка. Насиживает в основном самка. Птенцов выкармливают  беспозвоночными. Подросшие молодые птенцы совершают кочевки.

Наряду с оседлой частью популяции существуют такие особи, за счет которых и происходит быстрое заселение возникающих населенных пунктов и других подходящих гнездовых стаций. Порою в поселках Сибири воробьи целиком «вымерзают» в морозную зиму, но заселение происходит вновь и вновь.

В природе некоторые воробьи доживают до 13 лет.

Домовые воробьи – это достаточно  многочисленный вид. Во многих районах их численность стремительно растет, в других же – стабильна. Так же продолжается расширение ареала на север и восток. Домовый воробей на большей части своего обитания живет совместно с близким с ним видом – черногрудым или испанским воробьем (P. hispaniolensis). Самец последнего отличается от домового воробья шоколадной шапочкой, белой щекой, частыми черными пестринами на мантии и груди, зато самки практически неразличимы. В районах симпатрии между этими видами идет гибридизация от случайной до широкой, с образованием стабильных и нестабильных гибридных популяций.

Распространенного в Италии, на Корсике и Сардинии итальянского воробья (Р. «italiae»),
считают устойчивой формой гибридогенного происхождения.  Этот воробей отличается от домового шоколадной шапочкой и большей площадью черного горлового пятна.

Известны подвиды:
P. d. indicus, синоним: P. d. buryi
P. d. rufodorsalis
P. d. bactrianus