Воробей каменный

Воробей каменный - Petronia petronia

Каменный воробей (Linnaeus, 1766) – английское название  Rock Sparrow.

Каменный воробей размером с домового воробья, более короткохвостый. Большеголовый и толстоклювый. Окраска невзрачная. Верх серовато-бурый, с темными пестринами, низ светлый с размытыми продольными пестринами. На голове выделяются более темная шапочка с широким светлым «пробором», светлые брови, темные полосы через глаз.

В брачный период на горле заметно небольшое желтое пятно. Клюв желтоватый. Ноги розовато-бурые. У летящей птицы бросаются в глаза круглые белые пятна на концах раскрытых рулевых перьев. Самец почти неотличим от самки и молодой птицы.

Пение каменного воробья  это чириканье, стрекочущие трельки, песня – двусложное «дюй-дей, дюй-дей».
Каменный воробей - оседлый и кочующий тип, приуроченный к каменистым ландшафтам. Он распространен в горах,  на скалистых останцах юга Палеарктики от Испании, Северной Африки до Монголии и запада Китая. В России встречается на Кавказе и в Предкавказье, в Прикаспии, в горах юга Сибири, в Забайкалье.

К зиме часто откочевывает к югу или в равнинные районы. Характерны довольно плотные гнездовые колонии, реже селится отдельными парами.  Каменный воробей иногда гнездится в населенных пунктах с глиняными и каменными постройками. Тяготеет к антропогенными ландшафтам. Гнезда строит в пустотах под камнями, щелях скал, норах щурок, ласточек-береговушек, в нишах построек человека.
А в южных районах устраивает гнезда в развилках ветвей деревьев и кустов. Яйца окраской сходны с яйцами домового воробья. В году бывает два выводка. Каменный воробей распространен спорадично, в России в целом немногочислен. Большинство популяции располагается в западной части ареола обитания. Азиатские птицы мигрируют в южные районы или в горы. На севере ареала встречается редко.

Форма гнезда этих воробьев, даже гнездящихся в норах, дуплах и прочих убежищах, типична – это толстостенный шар из растительного материала (травы, реже – веточек) с круглым боковым входом. Аккуратностью и мастерством плетения они немного уступают гнездам типичных ткачиков. Лоток имеет обильную мягкую выстилку из шерсти, перьев, растительного пуха, материалов искусственного происхождения. В плотных поселениях процветает воровство гнездового материала друг  у друга.

Известны подвиды:
P. p. petronia.