Пеночка-таловка

Пеночка-таловка - Phylloscopus borealis - Похожа на весничку, чуть крупнее и зеленоватее, с заметно большими головой, глазами; клюв большой и обычно с небольшим крючком на конце; более четкая желтая бровь и более заметная темная полоска через глаз. Главное отличие от веснички – неяркая светло-желтая полоска на крыле по вершинкам больших кроющих крыла, бывает две полоски – по большим и средним кроющим. От теньковки отличается по тем же признакам, что и весничка, но еще более выраженным, плюс полоски на крыле. Ноги светлые, коричневато- или оливково-охристые. От зарнички отличается крупными размерами, менее четкими полосками на крыльях, отсутствием светлых каемок на третьестепенных маховых. Большое сходство с зеленой пеночкой, от которой отличается относительно более крупной головой с «плоским» теменем (перья, как правило, прижаты), светлыми ногами.

Молодые зеленее и желтее, чем взрослые, у них чаще бывает вторая полоска на крыле, бровь желтая, с охристым оттенком.

Форма крыла: 1-е первостепенное маховое перо короче или равно кроющим кисти, узкое и заостренное; 2-е первостепенное маховое длиннее 6-го или равно ему. Вес 7–15 г, длина 11–14, крыло 5,9–7,2, размах 17–22 см.

Песня пеночки-таловки – однообразная трель (1–4 сек.), состоящая из быстрого повторения одного слога: «зер-зер-зер...» или «цер-цер-цер...», совсем не похожа на стрекотание кузнечика и сверчков (птиц) своей громкостью – это явно птичья песня. При пении самец сидит на вершине дерева или перелетает в ветвях кроны. При тревоге – резкое «цет» или «дзек», или двусложное «цезек». Такие же звуки вставляют (не всегда) по одному или более в интервалы между песнями. Иногда встречаются особи, при беспокойстве издающие гнусавое «пьее, пьее...» – такое же, как при появлении кукушки.

Песня перемежается позывкой

Пеночка-таловка населяет лесную зону, в основном ее север, от Скандинавии до Чукотки, Аляски, Японии. На Урале и восточнее обычна или многочисленна, в европейской части ареала более редка, обычна в северной тайге. На миграциях почти не выходит за пределы гнездового ареала.

Пеночки-таловки прилетают поздней весной или в начале лета, уже при распустившихся лесах. Даже на юге Сибири это происходит в конце мая – июне. Местообитания почти все те же, что у веснички: негустой смешанный и лиственный лес, поляны, опушки. Не заселяют мест, лишенных древесной растительности или хотя бы древовидных кустарников. Но живут и в относительно более плотном лесу, где нет весничек. На крайнем севере распространения и в горах предпочитают селиться в пойменных лесах, гнездятся также в различного типа редколесьях с кустарниками, высоких ольховниках и ивняках.

Гнездо пеночки-таловки расположено всегда на земле, обычно там, где преобладает моховой покров, в ямке, под кустом, среди упавших веток. Чаще всего гнездо сделано шалашиком из сухой травы, хвоща, мха. Вход боковой, изнутри выстлано тонкими травинками, иногда – крупной шестью лося, северного оленя, тонкими корешками, перьев не бывает. Многие гнезда полностью скрыты в толще мха, в нише под кустом, в норах грызунов. Яйца белые, с негустым красноватым или коричневатым крапом и (или) небольшими пятнышками, часто они есть только на тупом конце, похожи на яйца весничек, но пятна обычно светлее и реже. Размеры яиц – 15–18 х 12–14 мм. В кладке 5–8, чаще всего – 6 яиц. Насиживает самка с откладки предпоследнего или последнего яйца, в течение 11–13 дней. Маленькие птенцы розовые, со светло-серым пухом на голове и спине, зев желтый, с желтовато-белыми клювными валиками. Многие самки у гнезда осторожны, покидают гнездо заранее или затаиваются и вылетают из-под ног. Обе взрослые птицы кормят птенцов и беспокоятся у гнезда – перелетают неподалеку с тревожными криками. Птенцы сидят в гнезде 13–14 дней, после чего держатся несколько дней в окрестностях гнезда, потом обычно переходят к кочевкам.

Пеночки-таловки тлетают рано. Еще в конце августа исчезают из лесотундры, и вскоре после этого отлетают из самых южных (юго-восточных) районов нашего региона. В гнездовом районе не линяют, в отличие от большинства других наших воробьиных птиц, в том числе пеночек. К местам зимовки в Ю.-В. Азии летят через гнездовой ареал в В. Сибири, откуда поворачивают на юг. Некоторая часть взрослых птиц возвращается весной к месту своего прошлогоднего гнездования.