Камышевка индийская

Индийская камышевка - Acrocephalus agricola - немного меньше садовой камышовки, с более компактным телосложением, более округлой головой, но сравнительно длинным хвостом. Верх рыжевато-бурый, без темных пестрин и полос, поясница и надхвостье явно рыжее спины. Шапочка тоже без резких пестрин, но, в отличие от тростниковой, садовой и болотной камышовок, немного темнее спины, особенно по бокам темени. Бровь белая или беловатая, широкая и длинная, далеко заходит за глаз, окологлазное кольцо выражено слабо. Низ тела беловатый, очень светлый, особенно подбородок и горло, откуда белое заходит и на бока шеи.

От барсучка отличается отсутствием темных пестрин и полос на темени и спине (верх не контрастный). От бормотушки и пеночек отличается неоднородной окраской верха (темя темнее спины, поясница рыжая), закругленным хвостом, местообитанием (всегда недалеко от воды). Клюв относительно короткий, темный, нижняя челюсть у основания желтая. Самец и самка выглядят одинаково.

Сезонные отличия несущественны, птицы во второй половине лета становятся более рыжими. Молодые снизу имеют сильный буроватый, рыжий или охристый налет. Контактные признаки: 1-е первостепенное маховое заметно длиннее кроющих кисти, 2-е первостепенное маховое короче 5-го, расстояние от вершины 1-го второстепенного махового до вершины крыла не более 15 мм. Вес 7-14 г, длина ок. 13, крыло 5,2-6,2, размах 15-18 см.

Вид распространён в Средней Азии. На зимовку мигрирует в Пакистан и Индию. Редко залетает в Западную Европу, хотя имеются маленькие гнездовые популяции вдоль западного побережья Чёрного моря на границе Болгарии и Румынии. Обитает в камышовых зарослях по берегам лесостепных и степных водоёмов и болот, не проникая в тайгу и горы. Ареал мозаичный и сложный.

Индийская камышевка - обычная, местами многочисленная, перелетная гнездящаяся птица. Населяет как высокие так и низкие тростниковые заросли на Пресня и соленых озерах и реках. На пролете встречается в кустарниковых зарослях, высокотравье, и реже в лесопосадках. Появляется в середине апреля - начале марта. Гнездится отдельными парами, недалеко друг от друга. Гнездо подвешивают к вертикальным стеблям тростника, реже рогоза на высоте 5-100 см от поверхности воды. Гнездо из метелок тростника растительного пуха и небольшого количества сухой травы выстилается самыми нежными метелками и пухом тростника. Снаружи в облицовке часто используют мокрые нитчатые водоросли, которые при высыхании придают гнезду дополнительную прочность.

Кладка в 4-5 яиц происходит в конце мая - середине июня. Оба родителя выкармливают птенцов, которые оперяются в конце июня - конце июля. По сравнению с другими камышевками, улетают поздно; осенняя миграция начинается в августе, большинство птиц улетают до середины сентября. Последние улетающие наблюдались в середине октября.

Образует восемь подвидов

Acrocephalus agricola septima (Gavrilenko, 1954) - верхняя сторона тела буро-серая, менее коричневатая, чем у других рас.
    Возможно встречается в Волжско-Уральском междуречье, где гнездится по северному побережью Каспия, в низовьях Урала и Уила, а также на Камыш-Самарских озерах и по Кушуму на Донгулюкском водохранилище.

Acrocephalus agricola brevipennis (Severtzov, 1873) - общая окраска верхней стороны тела светлее, менее коричневая, более коричневато-оливковая, чем у septima.
    Гнездится на водоемах остальной территории равнинного Казахстана. На пролете встречается повсеместно на равнинах и предгорьях.

Acrocephalus agricola tangorum = Acrocephalus tangorum, обитает в Прибайкалье и северной Маньчжурии, зимует на юге Китая и в Таиланде.