Пестрогрудка малая

Малая пестрогрудка - Bradypterus thoracicus - очень мелкая воробьинообразная птица (длина около 12 см, масса около 10 г) неброской окраски. Хвост ступенчатый, характерный для рода пестрогрудок. Верхняя сторона тела тёмная, буровато-оливковая с неясным чешуйчатым рисунком. Бровь беловатая, неясная; горло и середина брюха беловатые; бока и грудь охристо-коричневые; подхвостье с чешуйчатым рисунком; на зобе и груди имеются продольные тёмные пестрины. Пение - однообразное, резкое одно- или двусложное «трзи-трзи», иногда - звонкое, короткое дребезжание.

Населяет Восточную Азию от предгорий Северного Алтая и бассейна Абакана и верховий Оби к востоку до Центральной Якутии, долины Нижнего Амура и северо-западного побережья Ляодунского залива. Ареал проходитя северные подножия Саян  и Южное Прибайкалье в бассейн Олекмы до 58-й параллели. Вне России птицы известны в Гималаях, Тибете, Монголии.

Птицы обитают в горных долинах, на вырубках, по окраинам сырой темнохвойной тайги, на лиственничных марях с кустарниками, на болотах в густых кустарниковых зарослях и высокотравье. Скрытная птица, которую можно обнаружить практически лишь по пению. Держится и поет в нижней части кустов или в траве. Гнездо устраивается у самой земли в завалах деревьев, в переплетении кустарниковых и травянистых растений, в валежнике или хворосте, на кочках. В кладке обычно 4-6 розовато-белых яиц с редким буроватым крапом. Вылетевшие из гнезда птенцы постоянно находятся в густом кустарнике. Питается различными беспозвоночными.

В различных местах Норского заповедника (Амурская область)плотность населения составила 1-7 пар на 1 км2, а в окрестностях г. Зеи находилась в пределах от 3,2 до 8,8 особи на 1 км2. Лимитирующие факторы слабо изучены. Негативно сказывается изменение местообитаний вследствие мелиорации земель. К гибели гнезд приводят летние пожары.

Охраняется в Норском и Зейском заповедниках (Амурская область). Необходимы выявление районов гнездования и проведение мониторинговых работ.