Оляпка обыкновенная

Оляпка - Cinclus cinclus - птица размером со скворца. Оперение имеет темно-бурое, густое, несмачивающееся.

Оляпка населяет горные и холмистые местности в разных частях Евразии. Она распространена оляпка на Кольском полуострове, Урале, Кавказе, в Карпатах и Южной Сибири. Обитает по берегам быстрых прозрачных рек и ручьев. Редкая птица, местами обычна. Гнездится также в горах юга Сибири.

Питается оляпка водными насекомыми и рачками, которых оляпка собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой оляпка может оставаться до 50 с, пробегая за это время до 20 м.

Гнездо оляпка устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построены из мха и стебельков трав. Насиживает кладку только самка, но выкармливают птенцов в течение 20—25 дней оба родителя. За год успевает вырастить два выводка.

Зимует на незамерзающих участках рек и речушек в предгорьях. Живет, как правило, оседло, но иногда встречаются и кочующие особи.

Оляпка - околоводная птица очень характерной внешности, размером с небольшого дрозда, коренастая и короткохвостая. Окраска взрослых в основном темно-бурая, с ярким белым передником. На спине чешуйчатый рисунок, не заметный издали. Самцы и самки внешне не различаются, сезонных различий в окраске нет. Сходных видов нет. Молодые сверху светлее взрослых, буровато-серые, с отчетливым чешуйчатым рисунком, снизу белая окраска горла постепенно сменяется серой на брюхе, также с темным чешуйчатым рисунком от горла до подхвостья. К началу осени молодые становятся неотличимыми от взрослых. Летают низко над водой, полет прямой и быстрый. Вес 50—85 г; длина 17—20, крыло самцов 9,2—10,1, самок — 8,2—9,1, размах 25—30 см.

Пение оляпки — громкие журчащие трели и свисты. Позывка — резкое «дзит».

Оляпка - единственная птица из воробьиных, способная нырять. Круглый год живут на берегах быстротекущих рек и речек с облесёнными берегами. На гнездование распределяются обособленными территориальными парами. Петь начинают еще зимой, ранней весной приступают к строительству гнезда.

Гнездо располагается недалеко от воды, в очень разных местах: среди камней, в расщелинах и нишах на скалах, под обрывистым берегом с нависшим дерном, в полостях между корнями, под мостами, на деревьях — обычно невысоко или просто на земле под прикрытием кустов или ветвей.

Описаны в популярной литературе гнезда под водопадом. Гнездо обычно хорошо скрыто. Строят его самец и самка вместе — из мха, травы, корешков, водорослей, и оно имеет вид неправильного шара размером с футбольный мяч или аморфной моховой кучки. Вход боковой, бывает вытянут в виде трубки. Внутренняя выстилка — сухие листья, тонкая трава, шерсть.

В кладке 4—7, чаще — 5 яиц с чисто-белой скорлупой. Размеры яиц 22—31 х 16—20 мм. Насиживает только самка, иногда вылетает покормиться[источник не указан 274 дня]. Есть сообщения, что самец кормит самку[источник не указан 15 дней]. По другим данным, насиживают оба партнера. Насиживание начинается после откладки последнего яйца и длится 15—17 дней. У птенцов на голове и спине густой и длинный темно-бурый пух, ротовая полость оранжево-желтая, с бледно-желтыми клювными валиками. Птенцы покидают гнездо в возрасте от 14 до 27 дней.

Добывают пищу, ныряя в воду. При этом раскрывают крылья так, чтобы течением их прижимало ко дну. Собирают личинок ручейников и поденок, другую донную живность, ловят и плавающих беспозвоночных. Когда оляпка складывает крылья, вода выталкивает ее на поверхность, и она тут же взлетает. Стоячих или медленно текущих вод оляпки избегают, но могут нырять и в стоячую воду. Охотно собирают корм у воды — на берегу, на камнях, среди водорослей. Густой околоводной растительности не любят.
Жизненный цикл

Осенью молодые разлетаются. При наличии незамерзающих участков реки живут оседло всю жизнь на одном месте либо переселяются зимой к полыньям с быстротекущей водой, где могут собираться в небольшие группы. Часть птиц улетает довольно далеко на юг. Весной возвращаются на свои прошлогодние территории, охотно гнездятся в своих старых гнездах после некоторого ремонта.

Оляпки начинают гнездиться на первом году жизни, максимальный известный возраст — более 7 лет.