Свиристель

Свиристель - Bombycilla garrulus -  небольшая птица, размером со скворца, но более плотного телосложения. Оперение у неё мягкое и густое. На темени большой хохол, прямо срезанный хвост короткий, крылья узкие. Клюв короткий, но сильный, несколько загибающийся на конце, с небольшим зубчиком у вершины надклювья.

Длина тела 15-18 см. Ноги короткие. Оперение мягкое буровато-серых с красноватым тонов. На голове хохол.

Населяют свиристели лесотундру и тайгу, но там, где имеются подходящие леса, встречаются и в более южных насаждениях. Обычный вид северной и редкий вид средней тайги Средней Сибири. С наступлением зимы собираются в стаи и предпринимают далекие кочевки, залетая в средние и южные широты.

Свиристель гнездится в северной полосе лесной области Европы, Азии и Северной Америки, но во время зимних кочевок в массе появляется и в более южных районах, залетая до Англии и Франции в Европе, до Турции, юга Сибири, Средней Азии, Монголии, Северного Китая и Японии в Азии, в Америке появляется на севере США.

На местах гнездования в хвойных и березовых лесах лесотундры и тайги свиристели появляются в мае. Вскоре после прилета в лесу, на высоте от 2—3 до 12—15 м от земли, чаще на ели, из сухих веточек, пучков лишайника и мха с небольшой примесью берестяных волокон обе птицы пары выстраивают чашевидное, довольно массивное гнездо, дно которого выстилают перьями. Кладка состоит из 3—7, обычно 5 голубовато-серых с черно-бурыми крапинками и серыми пятнами яиц. Их насиживает преимущественно самка, самец же кормит ее. Насиживание продолжается 14 дней, еще около двух недель птенцы находятся в гнезде. В это время родители кормят их различными беспозвоночными.

Свиристели очень прожорливы: весь зимний день птицы проводят в поисках пищи или же бывают заняты едой. Во время кочевок они в огромном количестве поедают ягоды и плоды, часто полностью снимая в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, шиповника, можжевельника. Также питаются  насекомыми, которых ловят на лету, как мухоловки.

Прожорливость свиристелей так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод и плодов в непереваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели способствуют распространению растений.