Грач

Грач - Corvus frugilegus - довольно крупная (с ворону) птица компактного телосложения, при этом вытянутой формы Оперение грача блестяще-чёрное, с фиолетовым отливом. Клюв заострён, у его основания кожа у взрослых птиц голая, но у молодых оперённая, поэтому их можно спутать с вороном или чёрной вороной. Полового диморфизма нет.

Грачи ведут оседлый образ жизни, часть птиц - перелетные. Выделяются два подвида в Евразии и Новой Зеландии. В Европе ареал сильно расчленён в центральных регионах, где чувствуется существенное сокращение численности птиц. Зимует на юге ареала вплоть до юга Европы. В Италии появляется каждый год в разном числе, на севере и в центре страны зимуют более 30 тысяч особей.

Грачи гнездятся в разреженных лесах и перелесках в сельской местности, особенно малочисленны в лесостепи, местами встречаются в городских аллеях и парках, если они обеспечены достаточной кормовой базой. Зимой часто прилетают на поля, луга, пастбища.

Гнездятся грачи колониями на деревьях. Гнездо представляет собой крупную бесформенную чашу из соломы, веток, одна и та же пара использует его в течение нескольких лет, достраивая и ремонтируя. С марта откладывает обычно 2-6 яиц, которые насиживает самка 16-18 дней. Птенцы вылетают на 30-36-й день. Ежегодно одна кладка. Грач охраняет свою территорию, находясь в непосредственной близости от гнезда, агрессию проявляет в основном по отношению к чужакам.

Иногда грач образует смешанные колонии с серой цаплей и большим бакланом. Грач — стайная птица, всю жизнь проводит в компании себе подобных, иногда формирует многочисленные (сотни птиц) группы.

Полёт тяжёлый, с ленивыми взмахами крыльев, но бывает манёвренный, часто парящий.

Крик — достаточно громкий носовой и хриплый.

Кормится грач обычно на земле, отыскивая беспозвоночных, в основном червей и насекомых, части растений, семена, мелких позвоночных, падаль, пищевые отбросы, местами фрукты, семена хвойных, грецкие орехи, жёлуди.