Клушица

Клушица - Pyrrhocorax pyrrhocorax - размерами напоминает галку: около 40 сантиметров длиной, весом до 250 граммов. Узкие крылья в размахе достигают 80 сантиметров, полёт быстрый и лёгкий.

Перья чёрные, с синеватым отливом. Обращают на себя внимание красные ноги и в особенности ярко-красный длинный клюв клушицы , немного изогнутый книзу. Самки и самцы клушицы практически не отличаются. Молодёжь выделяется жёлтым, несколько менее длинным клювом.

Удлинённый тонкий клюв клушицы служит отличным приспособлением для добывания насекомых, червей и пауков из трещин горных массивов, где они предпочитают селиться. Впрочем, клушицы, хотя и обитают в гористых местностях, любят вылетать в поля и луга предгорий. В отличие от ближайших родственников – альпийских галок – эти птицы никогда не кормятся пищевыми отходами на свалках, предпочитая питаться тем, что даёт природа, а не человек.

Клушиц можно назвать оседлыми птицами. Живут они стаями, как правило, выбирая для гнездования трещины скальных пород. В период с апреля по июль в гнёздах клушиц появляются зеленовато-серые яйца в бурую крапинку, обычно от трёх до семи штук. Самка насиживает яйца около 20 дней, а вылупившиеся птенцы вылетают из гнезда приблизительно через 40 дней.

Продолжительность жизни клушицы в природе по имеющимся данным составляет всего 17 лет.

К сожалению, клушицы не настолько распространены в местах, плотно заселённых человеком, чтобы оказаться популярными домашними питомцами, хотя выглядят эти птицы достаточно декоративно благодаря яркому изящному клюву. Поэтому об их повадках в неволе и способностях к обучению, в том числе звукоподражанию, мало что известно.

Клушица распространена в Европе, Азии и северо-западной Африке. В Центральной Европе она стала крайне редкой, вероятно из-за конкурентного давления со стороны альпиийской галки. Её основной сферой обитания являются скалистые утёсы в горных местностях. Она встречается на Урале и Кавказе, в Гималаях, на Британских островах, в Исландии, континентальной Испании и на Канарских островах, где живёт островной эндемический подвид Pyrrhocorax pyrrhocorax barbarus.