Кедровка

Кедровка - Nucifraga caryocatactes - Nucifraga caryocatactes, другое название - ореховка (устар.) Птица размером чуть мельче голубя, коричневая (реже почти черная) в частых белых пестринах; верх головы, крылья и хвост черные; конец хвоста и надхвостье белые; клюв длинный, черный, чуть изогнутый книзу. Полет тяжелый, крылья короткие и очень широкие. Часто сидит на торчащих ветках или сухих верхушках деревьев.

Голос - хриплое долгое “рээж” или “крэй”.
Местообитания. Обитает преимущественно в хвойных лесах.

Питается в основном семенами кедра, лещины, дуба. Для кедровки характерна привычка прятать в укромные места семена про запас. О большей части подобных “кладовых” птица потом не вспоминает, а семена впоследствии прорастают. Вероятно, без этих птиц не было бы большей части сибирских кедровников — ведь кедровые орешки, в отличие от семян других наших хвойных, не переносятся ветром.

Гнездится на деревьях или скалах. В кладке 4-5 зеленоватых с темными пятнами яиц.

Распространена почти по всей лесной зоне. В отдельные годы при неурожае кедровых орехов большие стаи кедровок мигрируют за пределы гнездового ареала. В Средней Европе, где они появляются раз в несколько десятилетий, этих птиц считали предвестниками войн, эпидемий и голода.

Зимует почти по всей лесной зоне, местами в лесотундре и горных стланиках.
Хозяйственное значение. Кедровка является единственным массовым распространителем кедра (сибирской сосны) в Сибири.