Кукша

Кукша - Perisoreus infaustus - повадками и внешним видом напоминает сойку, но немного меньше ее размерами (длина тела - 25-30 см). Общий тон оперения буровато-серый, голова и крылья темнее, коричневатые. Хвост, подхвостье и пятна на плечах рыжие. Клюв короткий, чёрный. Лапки и глаза тоже чёрные.

Как и у сойки, песня кукши представляет собой набор свистов и скрипов, а крик тревоги - резкое "кжээ". Также кукша издает глухой звук "куук", за который, по всей видимости, и получила свое название. В отличие от своей крикливой родственницы, кукша ведет себя довольно тихо, лишь изредка перекликаясь с сородичами.

Селится эта птица в хвойных лесах, в тайге, забираясь в самую чащу. Гнездо устраивает на высоте от 2 до 6 метров. Как и у других врановых, постройка чашеобразная, добротная и аккуратная. В качестве строительного материала кукша использует веточки деревьев и стебли травы, лоток выстилает волосом и перьями. Снаружи птица аккуратно маскирует гнездо лишайниками и мхом, разглядеть его среди ветвей непросто.

В кладке 3-5 зеленоватых с бурым крапом яиц. Поскольку гнездиться кукша начинает очень рано, когда еще стоят морозы, она насиживает очень плотно. Наседка не оставляет кладку, даже если ее потрогать рукой. Инкубация длится 17-20 дней. Птенцы выходят из яиц в буроватом пуху, проводят в гнезде около 3 недель. После вылета молодых из гнезда птицы начинают кочевать сначала по родному лесу, а потом и за его пределами. За сезон у кукш бывает только одна кладка.

Как и другие представители семейства, кукша всеядна. Она ловит насекомых и мелких млекопитающих, разоряет гнёзда певчих птиц, поедает ягоды и семена деревьев. В голодное время не брезгует и падалью. Корм разыскивает и в верхнем ярусе леса, и спускаясь на землю.

Обитает кукша в таежных лесах Евразии от Скандинавии до Анадыря, Сахалина и Приморья, преимущественно в елово-пихтовой и кедрово-лиственничной тайге. Оседлая птица, в северной части ареала зимой откочевывает на юг.

Подвиды:

P. infaustus infaustus