Грач

Грач - Corvus frugilegus - имеет длину тела 45—47 см. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва голое; у молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже они выпадают.

Грачи распространены в Евразии от Скандинавии на восток до побережья Тихого океана.

Грачи всеядны, но главным образом питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

В северной части ареала грачи — перелётные птицы, в южной — оседлые.

Гнездятся грачи на деревьях большими колониями. Обычная зимующая птица крупных населённых пунктов. Обитатель открытых ландшафтов. В населённых пунктах возле старых дорог на деревьях часто встречаются «грачевники» — колониальные поселения, состоящие из десятков гнёзд, которые используются много лет.

Грач всеяден, но зимой питается в основном растительными кормами и пищевыми отходами человека. Зимой держатся одиночно и небольшими группами, часто вместе с другими врановыми.

Весной грачи прилетают весьма рано, еще лежит снег на полях. Период прилета в разных местообитаниях падает на период с февраля по апрель.

Гнездо грач строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Гнездовая колония существует очень долго, даже десятилетия. Один раз в год бывает одна кладка из 3—7 яиц. Птенцы появляются в начале-середине апреля. Инкубация грачиных яиц составляет, по различным данным исследователей, 16—20 дней. Вылет грачат при становлении ими возраста слетков происходит через 30 дней. Вылетают в начале мая и в первой половине июня.

Ещё в конце XIX века мясо грачей употреблялось в пищу «бедным классом» в Европе, в частности, в Германии и на Украине. В Германии грачей солили в бочках.

Во время испытаний в Кембриджском университете в Англии было установлено, что грачи столь же умны при создании и использовании простых орудий своими клювами, как шимпанзе при создании и использовании простых орудий своими руками.