Кукша

Кукша - Perisoreus infaustus - внешне похожа на сойку, только немного меньшего размера: длина тела достигает 26—30 см, размах крыльев — 40—46 см, масса — 70—100 г. Окраска серовато-бурая, верх головы и крылья темные, хвост рыжий, посередине хвоста продольная темная полоса, подхвостье рыжеватое. Отличить от сойки можно по цвету хвоста и отсутствию белых пятен.

Слово кукша заимствовано из финских языков (ср. карельское слово kuukšo 'кукша'). В русских диалектах есть другое название этой птицы — ронжа, которое считается заимствованием из балтийских языков (ср. литовское rasis 'ореховка'). В литературе встречается старое латинское название — Cractes infaustus.

Крик — громкое «кжээ-кжээ» и низкий свист «куук-куук». Песня состоит из свистов и глухих звуков. Ведёт себя в лесу очень тихо.

Обитает в таежных лесах Евразии от Скандинавии до Анадыря, Сахалина и Приморья, преимущественно в елово-пихтовой и кедрово-лиственничной тайге. Оседлая птица, в северной части ареала зимой откочевывает на юг.

В послегнездовой период птица шумлива и хорошо заметна. Держится парами и стайками. В полёте раскрывает хвост веером. Всеядна. Основу питания составляют семена хвойных деревьев, орехи, ягоды, насекомые, мелкие грызуны, мелкие птицы, яйца и падаль. На зиму птицы делают запасы в деревьях.

Гнездо сооружает на дереве, на высоте от 2 до 6 м, откладывает яйца в апреле — мае. В кладке 3-5 зеленовато-серых с темными крапинками яиц. Насиживание длится 16 — 17 дней. В июне — начале июля происходит выход молодых птиц. В гнездовое время скрытна, иногда не слетает с гнезда даже после того, как дерево срубят.