Трясогузка желтолобая

Трясогузка желтолобая - Motacilla lutea - мелкая (с воробья) птица с довольно длинным, но не превышающим длину тела хвостом. У взрослого самца в летнем оперении лоб, надбровная полоса и низ тела, включая подкрылья и подхвостье, ярко-желтые. Верх головы, кроющие уха и верхняя сторона шеи зеленовато-желтые. Оперение спины желтовато-зеленое, такого же цвета плечевые перья, малые кроющие крыла, поясница и надхвостье. Маховые и рулевые перья темно-бурые. Средняя пара рулевых с зеленоватыми краями, две наружных пары белые, с черноватыми клиньями.

Молодые самцы желтолобой трясогузки сверху окрашены в желтовато-зеленый цвет. Кроющие уха и уздечка более темные. Имеется широкая ярко-желтая бровь. Самки тусклее, голова у них с зеленоватым спина с буроватым оттенками. Пение у самцов короткое и состоит из звуков позывки.

Ареал обитания желтолобой трясогузки разобщен на две удаленные друг от друга части. Первая охватывает Британские острова и прилежащие районы Западной Европы. Вторая простирается от Поволжья до озера Чаны, в Западной Сибири к северу доходя до 55-й параллели, в Казахстане - к югу до 48-50-й параллелей.

Желтолобая трясогузка селится на обширных, нередко сырых и заболоченных лугах с кустарниками и озерками, но слишком сырых мест избегает.

Везде на окраине ареала этот вид спорадичен и немногочислен. В Новосибирской области численность не оценена. Невероятнее всего, весьма мала.

К числу имитирующих факторов относится деградация гнездовых биотопов, связанная с хозяйственной деятельностью человека: чрезмерный выпас скота, раннее сенокошение.

Желтолобая трясогузка - гнездящаяся, перелетная птица. На местах гнездования появляется в конце апреля-начале мая. Гнездо устраивает на земле в ямке среди травы или около кочки. Кладка в июне из 3-7, чаще 5 яиц, голубовато-зеленых с бурыми и серыми пятнышками. Насиживает кладку в течение 12 дней самка, выкармливают птенцов оба родителя. В сезон, по-видимому, только одна нормальная кладка. Питается различными насекомыми. Отлет и осенний прилет в августе.