Жаворонок монгольский

Жаворонок монгольский - Melanocorypha mongolica - У самца оперение верхней части тела пепельно-серое. Полоски через глаза, крылья и хвост чёрные. Низ тела, полосы на крыльях и по краям ступенчатого хвоста белые. В полете хвост у птицы длинный и клиновидной формы, а крылья округлые и короткие. Самка похожа на самца.

Обитает в Китае, Монголии, а также в России на северном пределе распространения: на юге Тувы, к югу от хребта Западный и Восточный Танну-Ола; на юге Бурятии, в среднем течении реки Селенги, Боргойской степи; на юге Читинской области, в верхнем течении реки Аргуни, Агинской и Борзинской степи.

Летом кормится разнообразными прямокрылыми, жуками, муравьями, проволочниками, личинками и гусеницами, зимой — семенами сорных трав, в сельхозугодиях — опавшим зерном.

Населяет степи и нагорные плато. Обитает на целинных и залежных участков, занятых разнотравно-злаковыми, полынными, ковыльными, ковыльно-злаковыми высокотравными ассоциациями. Встречается на закрепленных песках, поросших злаками и куртинами чия, злаковых пастбищах с зарослями караганы, полыни, чабреца.

Гнездо на земле. В кладке 3—4 серых с бурыми пятнышками яйца. Петь начинает в двадцатых числах марта, сначала — днём и на земле, позже, в начале апреля, поет в воздухе. В Монголии гнездится дважды в лето.