Ласточка рыжепоясничная

Рыжепоясничная, или каменная ласточка - Hirundo daurica Linnaeus, 1771 - другое название - даурская ласточка. Каменная ласточка - народное название, которое отечественные ученые употребляли еще в XVIII веке.

Обликом рыжепоясничная ласточка похожа на деревенскую, но выглядит несколько крупнее ее, вероятно, благодаря тому, что длинные крылья и удлиненные крайние рулевые перья каменной ласточки шире, чем у деревенской. Ноги также крупнее. Масса каменной ласточки 16-26, обычно около 19-20 граммов. Длина крыла 110-130 миллиметров. Длина крайнего рулевого пера у самцов 93-118, у самок 93-109 миллиметров, ширина всегда более трех миллиметров.

Верхняя сторона тела у рыжепоясничной ласточки в основном черная с синеватым металлическим блеском, только перья зашейка и надхвостья рыжие. Окраска нижней стороны тела рыжевато-беловатая, с темными продольными штрихами, но на подхвостье оперение черное. Клюв черный. Ноги бурые или черноватые.

Рыжепоясничная ласточка образует 11 подвидов, которые несколько отличаются друг от друга окраской оперения нижней стороны тела и над-хвостья. В СССР обитают три подвида: европейская, даурская и японская каменные ласточки. У ласточек первого подвида штрихи на нижней стороне тела мелкие, второго - крупнее, у третьего - еще крупнее.

Рыжепоясничная ласточка гнездится в южной половине Азии, значительной части Африки, а также в некоторых районах Южной Европы.

В Азии область гнездования этой ласточки простирается от средиземноморского до тихоокеанского побережья. Северная граница ее области гнездования проходит через Малую Азию, Ирак, Северный Иран, северо-западную часть Афганистана, Среднюю Азию (от хребта Кугитанг через западные отроги Зеравшанского и Туркестанского хребтов до района Ташкента), юго-восточные и восточные районы Казахстана (от средней части хребта Каратау через устье Или до Джунгарского Алатау и в долине Иртыша до 50° с. ш.); в Западном Алтае граница идет к югу, огибает Алтай с юга и востока, пересекает Западную Монголию примерно по 49° с. ш. и от верхней Селенги поворачивает к северу; в Забайкалье она проходит в области 51° с. ш., далее по долине среднего Амура, между Зеей и Буреинским хребтом к северу предположительно до 50-51° с. ш. и затем по долине Амура до его устья. Южная граница идет по северному краю Сирийской пустыни, через Южный Иран, по северному побережью Аравийского моря, через южную оконечность полуострова Индостан, Бирму и далее на востоке примерно по 24° с. ш. Каменная ласточка обитает также на островах Кипр, Шри-Ланка, Хонсю, Сикоку, Кюсю.

В Африке рыжепоясничная ласточка гнездится в двух обособленных районах: в экваториальной части (на севере до южной границы Сахары, на юге до северной границы области влажных тропических лесов бассейна Конго на западе и до восточной части бассейна Конго и долины нижней Замбези на востоке) и на северо-западе континента (большая часть Марокко, часть Алжира).

В Европе гнездовая область этой ласточки охватывает Пиренейский полуостров, соседние с ним районы Франции, Балканский полуостров, а также острова Корсика, Сардиния и Эльба. Неоднократно отмечались залеты каменной ласточки в европейские страны, расположенные севернее ее области гнездования (Великобритания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и др.; в СССР - Крым и Прибалтика).

В СССР европейская рыжепоясничная ласточка обитает на востоке Средней Азии (Киргизия, Таджикистан, восточная часть Узбекистана), востоке и юго-востоке Казахстана, даурская - в двух районах: между долиной Иртыша и западным склоном Алтая и на юге Забайкалья, японская - в Приморье и нижнем Приамурье.

В нашей стране рыжепоясничнаяласточка гнездится на высоте не более 2200 метров над уровнем моря.

Рыжепоясничные ласточки, гнездящиеся в северных частях своей области гнездования, на зиму улетают в Южную Азию и Африку, тогда как птицы, выводящие потомство в южных частях, живут там оседло или во внегнездовое время кочуют.

Охотничьи повадки и состав пищи этой ласточки изучены мало. Во время гнездования она охотится вблизи гнезда над открытыми пространствами (прибрежными лугами, полями, полянами). Нередко кормится на значительной высоте (в частности, в городах), хотя не исключено, что может также схватывать насекомых и пауков с растений. Полет каменной ласточки кажется более медленным и не столь ловким, как у касатки, однако при возникновении опасности становится более быстрым, энергичным и маневренным. Каменная ласточка часто кружит, нередко планирует и даже держится на одной высоте, не прибегая к машущему полету, то есть может парить.

Л. Н. Валтонен и А. А. Лаптев, исследовав пищевые комки, собранные ими в Южном Приморье при помощи методики временной перетяжки пищеводов у птенцов и содержавшие около 500 членистоногих, обнаружили, что 74 процента экземпляров в корме составляли двукрылые (главным образом комары-толстоножки), 25 процентов - перепончатокрылые, около одного процента - пауки и стрекозы. Другие исследователи в желудках взрослых птиц, в помете и ротовых полостях птенцов находили различных крылатых насекомых: цикадок, двукрылых (большей частью мелких), жуков (долгоносики, листоеды, божьи коровки и другие), клопов, сетчатокрылых, муравьев, а также бескрылых членистоногих (тараканы, жуки, муравьи, пауки). Возможно, каменная ласточка, как и воронок, предпочитает охотиться на мелких насекомых.

Рыжепоясничные ласточки пьют и купаются на лету. В непогоду они отсиживаются в гнездах. Вероятно, эти ласточки более теплолюбивы, чем деревенские.

В Средней Азии прилет рыжепоясничной ласточки приходится на апрель, в Южном Приморье передовые особи появляются в конце апреля - начале мая. В Среднюю Азию и Казахстан рыжепоясничная ласточка прилетает позже деревенской.

Рыжепоясничные ласточки лепят гнезда из грязи, иногда включая в их стенки немного былинок. Гнездо часто напоминает половинку довольно широкого сосуда с узким горлышком, разрезанного вдоль; местом "разреза" оно обычно прикрепляется к горизонтальной поверхности (например, к потолку веранды или комнаты), реже - к вертикальной поверхности (к стене здания). Гнездо может быть прилеплено и к двум-трем различным плоскостям. Так, гнезда у потолка, бывают также прикреплены еще боковой или задней стороной ("дном сосуда") к вертикальной поверхности (стене). Гнезда, прикрепленные к трем плоскостям, могут быть прилеплены к одной горизонтальной плоскости (потолок) и двум вертикальным (стены) или двум горизонтальным (потолок и выступ, используемый ласточками в качестве опоры для гнезда) и одной вертикальной ("дном" к стене). Трубкообразный вход ("горлышко сосуда") бывает как коротким, так и длинным, иногда трубки вообще нет. Трубка может быть изогнутой, причем у гнезд, находящихся внутри зданий, леток всегда обращен в ту сторону, откуда ласточка влетает в помещение. А. И. Иванов находил гнезда, которые расширенной частью были прилеплены к стене, а входной трубкой - к потолку. Гнезда, построенные на камне и бетоне, держатся очень прочно, а сооруженные на деревянных, а также на окрашенных и побеленных поверхностях, легко отваливаются. Иногда каменные ласточки занимают и надстраивают гнезда касаток.

Длина гнезда (включая трубку) от 17 до 60 сантиметров, обычно 23-35; ширина от 15 до 36, как правило, 17-22; высота от 6 до 19, обычно 11-14 сантиметров. Диаметр гнездовой камеры 11,5-20, длина трубки 13,5-27,5 сантиметра. Леток обычно шириной 7,5-8, высотой 4-4,5 сантиметра. Толщина стенок около 2-2,5 сантиметра.

В расширенной части гнезда (гнездовой камере) каменные ласточки устраивают выстилку, нижний слой которой обычно состоит из былинок, а верхний - из перьев.

В естественных условиях рыжепоясничная ласточка возводит гнезда под навесами скал, обрывов и в пещерах, прикрепляя их как к каменным, так и к глинистым поверхностям; так она гнездится в Средней Азии, Казахстане, на Алтае, в долине Иртыша. В Средней Азии и Казахстане она, кроме того, сооружает гнезда на постройках человека, а в Забайкалье и Приморье гнездится только на них.

Рыжепоясничная ласточка гнездится как в городах, так и в небольших селениях. В Казахстане и Средней Азии она преимущественно поселяется на каменных, кирпичных и бетонных зданиях. Раньше охотно селилась здесь в мечетях, больших мавзолеях и на домах европейского типа, но избегала глинобитных построек местной архитектуры. В некоторых районах каменная ласточка стала селиться на зданиях сравнительно недавно. Например в Алма-Ате она гнездится с конца XIX - начала XX века, но ее численность долго оставалась низкой и увеличилась лишь после того, как в городе возвели современные многоэтажные здания (в 30-е годы и затем с 50-х годов XX века).

Рыжепоясничная ласточка лепит гнезда как снаружи зданий (под навесами крыш, балконами), так и внутри них (в сенях, подъездах, на верандах, в комнатах). Она поселяется как в светлых, так и в темных помещениях. Иногда строит гнезда под мостами.

Рыжепоясничная ласточка обычно гнездится вблизи водоемов, например у реки или арыка.

Через некоторое время после прилета рыжепоясничные ласточки приступают к ремонту уцелевших старых гнезд и к строительству новых. Как правило, они собирают грязь на расстоянии не далее 250 метров от места сооружения гнезда, но в сухих каменистых местностях и во время засухи летают за ней даже за полтора километра. Сначала рыжепоясничные ласточки строят широкую часть гнезда, где будет располагаться гнездовая камера, а затем трубку-вход. Строительство начинается с прикрепления отдельных комочков грязи на потолке или стене. Гнездо строят за 5-20 дней. Лепят его и самец и самка, но В. Д. Крестьянинов наблюдал, что строила в основном самка, самец только приносил комочки грязи и кое-как их укладывал (позже самка их использовала в дело) или даже только кружил около работавшей самки и то пел, то призывно вскрикивал.

Рыжепоясничная ласточка несет 2-6 яиц, обычно 4-5. Яйца белые; их длина 18,0-21,0, ширина 13,0-14,8 миллиметра; масса яиц 1,8-2,1 грамма. Насиживает самка, причем время от времени (в целом 20-30 процентов дневного времени). Самец, сидя или летая вблизи, охраняет гнездо. На городских и деревенских ласточек, оказавшихся поблизости, он нападает даже в 150-200 метрах от своего гнезда. Однажды самец каменной ласточки загнал воронка в куст ежевики, где тот застрял головой между веточками и некоторое время висел в таком положении. Самец каменной ласточки часто сопровождает свою подругу, когда та вылетает из гнезда. Иногда он также бывает в гнезде.

Птенцы вылупляются через 13-16 дней после откладки последнего яйца. Их кожа телесно-розового цвета и покрыта негустым, сравнительно длинным и очень светлым дымчато-серым эмбриональным пухом, расположенным на тех же птерилиях, что и у птенцов городской и деревенской ласточек. На четвертый день жизни птенцы начинают приоткрывать глаза, на седьмой у них образуются отверстия слуховых проходов. Как показали исследования, масса птенцов возрастает до 15-го дня жизни, а затем постепенно снижается.

Сначала родители, в основном самка, проводят много времени в гнезде с птенцами: в первый день их жизни 4/5 дневного времени, в пятый-шестой - 2/3, затем все меньше; с 18-го дня они почти не бывают в нем. Выкармливают птенцов оба родителя. Сначала они кормят их в гнезде, побуждая к выпрашиванию корма звуками. Позже птенцы перемещаются в "горлышко" гнезда и в конце гнездового периода высовываются из него. Теперь для кормления взрослая ласточка обычно только присаживается на край летка.

Р. Продон наблюдал, как на 21-24-й день жизни птенцов родители несколько раз приносили в гнездо крупных мух (длиной 14-20 миллиметров), которые жужжали у них в клюве; некоторые из этих мух вскоре вылетали из летка. Взрослая птица тут же показывалась из гнезда и устремлялась в погоню за беглянкой, причем иногда ловила ее снова. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что каменные ласточки плохо справляются с крупными экземплярами добычи. После седьмого-восьмого дня жизни птенцов родители приносят корм выводку из трех птенцов около 14 раз в час, а выводку из пяти птенцов - примерно 17 раз. Птенцы каменной ласточки вылетают из гнезда только на 24-26-й день жизни.

Гнездовой период у рыжепоясничной ласточки очень растянут. В течение лета она гнездится два раза, причем оба цикла размножения происходят в одном и том же гнезде; на территории СССР поздние вторые выводки часто погибают во время заморозков.

В Средней Азии рыжепоясничные ласточки обычно гнездятся отдельными парами, только иногда (например, в большой пещере) несколько пар (до семи) селятся рядом друг с другом, тогда как в Приморье, по свидетельству Ю. Б. Пукинского, нередки колонии из 20-30 пар, причем гнезда в них бывают пристроены одно к другому, несмотря на наличие свободных мест на том же доме или соседних постройках.

Рыжепоясничная ласточка молчаливее деревенской, однако исследователи различают у нее во время гнездования не менее полудюжины различных звуков. Песня самца каменной ласточки напоминает песню касатки своими гармонически связанными звуками и конечной руладой, которой, правда, часто не бывает. В целом она проще, короче и звучит реже и тише, чем у деревенской ласточки. А. Н. Карамзин передавал ее так: "чьи, чью, тюр, люр, люр ... люр"; Ю. Б. Пукинский отмечает, что, исполняя несколько песен подряд, птица издает между ними гортанный щелчок.

Часто во время полета и при общении с особями своего вида эти ласточки - и самцы и самки - издают звук, который похож на обычный вскрик находящихся в воздухе касаток; его передают как "чвить". Этот звук слышен во время полета пары (или позже - стайки из родителей и их выводка), при каждой встрече партнеров, при сборе грязи для гнезда, во время строительства его, почти перед каждым кормлением птенцов и при преследовании других ласточек. В конце гнездового периода так вскрикивают птенцы. Наиболее громкий звук, который напоминает кошачье мяуканье, изредка издает самец, по-видимому, при возникновении опасности вблизи охраняемого им гнезда. Еще один сигнал тревоги каменной ласточки (его издают и самец и самка) напоминает вскрик воронка, когда враг появляется в непосредственной близости от гнезд или стаи. Услышав его, высовывающиеся из гнезд птенцы каменной ласточки скрываются в гнезде и замолкают.

Гнезда рыжепоясничной ласточки часто занимают домовой, а также полевой воробьи, вертишейка, лесная соня, иногда в них поселяются осы.

Перед отлетом рыжепоясничные ласточки образуют стаи, но в наших районах они никогда не бывают такими большими, как южнее - за пределами Советского Союза. Из Средней Азии каменные ласточки улетают в сентябре, частично в октябре; иногда в небольшом количестве встречаются здесь и в ноябре. В Уссурийском крае их отлет происходит в сентябре - первой половине октября (последние стайки отмечены 19 октября).

Линька рыжепоясничных ласточек в период их пребывания в пределах СССР исследована мало. Раньше предполагали, что она происходит на зимовке, однако затем было установлено, что некоторые птицы меняют мелкие контурные и маховые перья, а также кроющие перья последних у нас во второй половине лета и во время осеннего перелета. Так, из 44 каменных ласточек, пойманных во время пролета на юго-востоке Казахстана, смена маховых и их кроющих перьев была отмечена у 18 птиц.