Ласточка береговая, береговушка

Ласточка береговая, береговушка - Riparia riparia - гнездящаяся перелётная птица, широко распространённая в Евразии птица, зимующая на территории Африки.

В природе береговая ласточка легко узнается по своей характерной внешности, имеющей все особенности ласточек - сравнительно длинное туловище, короткую шею со сдавленной сверху вниз головой, узкие, длинные, острые крылья и вырезанный хвост. Сплошь бурая спина и такая же поперечная перевязь зоба и груди отличает ее от всех других видов семейства, встречающихся в пределах России. Неглубокая вырезка хвоста служит хорошим отличием от представителей рода. Характерна повадка держаться над водой или вблизи от берегов большими, рассеянными стаями, в которых отдельные особи летают сравнительно далеко друг от друга. Добывающие пищу или вьющиеся у колоний стаи издали напоминают рой комаров, так как, подобно последним, все птицы носятся в разные стороны, так что стая как бы толчется на одном месте. Полет береговых ласточек несколько медленнее стремительного полета касаток.

Ее голос - негромкое сухое щебетание вроде «црп-црп-црп» или «скри-скри». Песни как таковой нет.

Длина тела самцов (15) 124-142, самок (6) 128-145, в среднем 135,4 и 138,1 мм. Размах самцов (14) 282-295, самок (8) 277-298, в среднем 287,3 и 288,1 мм. Длина крыла самцов (64) 100-113, самок (39) 99-111, в среднем 105,8 и 104,7 мм. Вес самцов (4) 11,4-13,8, самок (2) 14,5-16, в среднем 12,8 и 15,2 г.

Половых различий в окраске нет. Самец и самка на спинной стороне бурой окраски. Наиболее интенсивно окрашены шея и затылок, надхвостье значительно светлее. Темная окраска головы переходит в светлую окраску надхвостья постепенно, теряя интенсивность от зашейка к пояснице. Некоторые экземпляры имеют на перьях надхвостья и плечевых небольшие светлые каемки. Кроме спины в бурый цвет окрашены подкрылья, бока тела и поперечная полоса на зобе и груди. Рулевые сходны по окраске со спиной, но темнее. Их внутренние опахала с тонкой белой каемкой. Маховые еще более темны, чем рулевые,- черновато-бурые. Края их внутренних опахал немного светлее. Клюв черный. Ноги буровато-коричневые с черными когтями. Радужина темно-коричневая. У основания первого пальца на задней стороне плюсны обычно имеется небольшой пучок беловатых перышек. Отпечатки лапок этой ласточки имеют размер 1,6 x 0,7 см.

От малой ласточки отличается четкой бурой полосой поперек груди.

Молодая птица слабо отличается от взрослых. Перья надхвостья, задней части спины, плечевых и верхних кроющих крыла с рыжеватыми каемками. У некоторых экземпляров подобные каемки имеются на всех перьях спины.

Береговушка встречается от западной государственной границы к востоку до тихоокеанского побережья. К северу до района Мурманска, на полуострове Канин до Шойны, восточнее в европейской части СССР и в Западной Сибири до 69-й параллели, в долине Енисея до 70-й параллели, в долине Анабара до 72-й параллели. Между Леной и Колымой до 71-й параллели, восточнее к северу до Чаунской губы и Чукотского хребта, откуда граница опускается в область устья Анадыря. К югу до государственной границы. Населяет Курильские острова и о-в Сахалин.

Вне России она широко распространена в пределах северного полушария.

Обычными местами гнездовий этого вида служат берега различного рода водоемов, как стоячих, так и проточных. Величина водоема не имеет особого значения, и ласточки охотно поселяются у морей, озер, рек и даже небольших прудов и речек. Требуется лишь, чтобы берег представлял собой вертикальный обрыв.

Гнезда устраивает в земляных норах, располагающихся открыто у самого верхнего края высокого (не ниже 1-1,5 м) берегового обрыва. Нора представляет собой довольно глубокий, до 1 м длины, горизонтальный ход, имеющий на конце расширение, так называемую гнездовую камеру. В ней и помещается гнездо. Норы располагаются рядом друг с другом, иногда в несколько рядов. Высота входного отверстия в нору 5-10 см, ширина 6-12 см, высота гнездовой камеры 8-12 см, ширина 10-12 см. Гнездо выстилается скудной подстилкой, состоящей из сухих длинных стебельков растений, поверх которых лежит большое число крупных мягких перьев. Кладка из 4-8 чисто-белых яиц. Размеры яиц: 17-21 х 12-13 мм. Насиживают самец и самка, начиная с откладки последнего яйца, 12-16 дней. Вместе выкармливают птенцов, которые вылетают в возрасте 19-20 дней. В южной части ареала береговушки успевают вывести птенцов дважды за лето.

У взрослых одна линька, раз в году. Смена мелкого оперения начинается обычно в августе на местах гнездовья и продолжается на местах зимовок до весны, смена крупного оперения заканчивается в марте, иногда даже в апреле, т. е. ко времени весеннего пролета. Первая линька молодых - тоже полная - происходит на зимовках.

Береговая ласточка совершенно не употребляет растительной пищи и кормится только животными. В состав ее корма входят главным образом насекомые: комары, поденки, мухи, мелкие жучки. Ловит свою добычу исключительно в воздухе. Пьют воду подобно касаткам, скользя в воздухе над самой поверхностью водоема и черпая воду подклювьем. При похолоданиях и затяжных дождях, когда насекомые не летают, ласточки отсиживаются в норках, могут собираться по несколько птиц, прижиматься друг к другу, впадать в оцепенение с понижением температуры тела.

Максимальный известный возраст - 9 лет.