Дрофа

Дрофа - Otis tarda - Крупная птица, приблизительно с индюка. Половой диморфизм выражен в основном в размерах: самец гораздо крупнее, у него на раскрытом крыле сверху белый цвет преобладает, у самки его меньше из-за большей площади рыжих кроющих. На сложенном крыле белое поле у самца видно, а у самки, как правило – нет. Сезонные различия в окраске незначительны. Весной у самца "усы" из удлиненных белых перьев, на шее снизу преобладает рыжий цвет. После середины лета "усов" нет, рыжие перья на шее большей частью сменяются на серые, как у самки. Молодые до сентября-октября похожи на самку, но светлее и более рыжие, на голове и шее серые перья вперемежку с рыжими, черные пестрины на спине менее четкие, подхвостье полосатое (у взрослых – чисто белое). Приобретают полный брачный наряд в возрасте от 3 до 6 лет. У впервые участвующих в размножении самцов могут отсутствовать "усы", рыжина на шее слабее. Вес взрослых самцов 7–12 кг (известны экземпляры до 20), самок – 4–8 кг, длина 80–120, крыло самцов 59.5–70.0, самок – 47.0–66.0, размах 190–260 см.

Распространена главным образом в степных и полупустынных районах Евразии, местами встречается на открытых пространствах более северных широт. Часто селится на пастбищах, пашнях и других используемых в сельском хозяйстве территориях. В западной и южной частях ареала — преимущественно оседлая птица, на севере и востоке — перелётная либо частично перелётная.

Редкая гнездящаяся перелетная птица. Населяет ровные и холмистые степные ландшафты на равнинах и в горах на высотах до 1500 м, предпочитает участки с преобладанием ковыля или полыни, пырейные луга с редким тростником на берегах пересохших озер, или, очень редко, залежные земли.

Весной появляется парами или небольшими стаями в конце февраля - марте в южных регионах, в апреле - начале мая - в северных. Гнездится отдельными парами или небольшими группами, если на одного самца приходится 2-3 самки. Самка устраивает гнездо на земле в очень мелкой ямке, едва выстланной сухой травой. Кладка 1-3 яиц происходит в конце апреля - мае. Только самка насиживает кладку в течение 25-30 дней, а затем заботится о потомстве, которое появляется на свет в мае - июне. В конце июля - августе молодые птицы начинают летать и выводки объединяются в стаи. Осенняя миграция начинается во второй половине августа и продолжается в сентябре и октябре. Отдельные птицы задерживаются до середины ноября, а в случае благоприятных кормовых условий зимуют.