Бородач, или ягнятник

Бородач, или ягнятник - Gypaetus barbatus - имеет отличительную особенность - пучок щетинистых перьев под клювом, который свисает вниз и образует своеобразную бородку. Общая длина тела ягнятника составляет 95-125 см, длина крыла — от 75 до 80 см, вес — от 4,5 до 7,5 кг. Голова, шея и живот у него светлые или бурые, а спина, хвост и крылья серебристо-бурого цвета. Голубовато-серый клюв птицы гармонирует с серыми конечностями.

Никакого интереса к живым копытным она не проявляет. Эту хищную птицу волнует только падаль, причем самой вкусной частью туши бородач считает шкуру и кости мертвого животного.

Интересно, что для того, чтобы добраться до сочного костного мозга, ягнятники бросают косточки с большой высоты прямо на каменные плиты. Причем у каждой птицы есть свое собственное любимое место для трапезы. Иногда на обеденный стол попадают и черепахи, панцирь которых разбивается точно таким же способом. Время от времени бородачи охотятся на мелких млекопитающих, заглатывая их вместе со шкурой и костями.

Большую часть дня бородачи парят в воздухе, ловя малейшие дуновения ветерка. Они не любят садиться на ровную поверхность, так как с нее довольно трудно подняться вверх. Напротив, сидя над обрывом, им достаточно просто спрыгнуть вниз и расправить крылья, чтобы без каких-либо усилий плыть по воздушному океану.

Когда бородач очень голоден, он может и не дожидаться естественной смерти животного. Отмечены случаи, когда эти хищники подкарауливали стоящего на краю пропасти зверя и сбрасывали его вниз, оглушая стуком крыльев и громкими криками. Тем более что все необходимое для этого у него имеется: громадные узкие крылья, размах которых порой доходит до трех метров, мощный, загнутый вниз клюв и сильные ноги, вооруженные острыми когтями.

Любопытно, что для покорения дамы сердца ягнятник тоже использует свое умение летать. В январе или феврале самец, заметив самку, со свистящим криком совершает перед ней акробатические этюды, надеясь своей ловкостью сразить ее наповал.

Живут бородачи парами, которые формируются на всю жизнь. Место для кладки у них тоже постоянное — какая-нибудь расщелина скалы или пещера, расположенная на высоте около 2-3 тыс. м. Гнездо сооружают из толстых веток, костей и камней. Уют наводят при помощи мягких стройматериалов.

высиживанием, которое продолжается 53-58 дней, занимаются оба родителя, но самка проявляет больше усердия. К сожалению, птицы своих детенышей не охраняют, а в случае опасности просто покидают гнездо. В кладке обычно только одно яйцо. Если самка случайно отложит два, то либо родители одно из них уничтожат, либо птенец сам погибнет через несколько дней после появления на свет.

Бородач или ягнятник (лат. Gypaetus barbatus)
flickr/Stephen Gradwick

Добычу для детеныша родители приносят в лапах. Как правило, это раздробленные кости. Маленький бородачонок может проглотить кость длиной до 20 см. Вылетать из гнезда он начинает в трехмесячном возрасте, а родителей покидает поздней осенью.

Бородач или ягнятник (лат. Gypaetus barbatus)
flickr/Thorsten Becker

Численность бородачей во всем мире стремительно сокращается. Это происходит не только из-за преследования человеком, но и из-за уменьшения количества пищи, ведь раньше трупы животных убирали падальщики, а теперь этим занимаются люди. Сегодня ягнятников можно встретить только в горах на юге Европы, в Центральной Азии, а также в Южной и Восточной Африке.