Выпь большая

Большая выпь

Большая выпь - Botaurus stellaris - довольно крупная коротконогая цапля, длина 64-80 см, масса 900-1900 г, размах крыльев 125-135 см, самки немного меньше самцов. Окраска желтовато-охристая с многочисленными темными пестринами, струйчатым рисунком, горло светлое, характерны черные «усы» и шапочка. Ноги, клюв, уздечка - желто-зеленые или оливковые, радужина желтоватая. Молодые птицы чуть светлее.

Выпь прекрасно маскируется среди околоводной растительности, вытянув шею и голову вверх. Глаза расположены так, что при этой позе оказываются направленными вперед для наблюдения. Вспугнутая, выпь тяжело взлетает, болтая ногами, при неожиданном нападении принимает оборонительную позу, сходную с совиной, - раскидывает крылья плоским веером, шипя и щелкая клювом. Летящая птица также напоминает сову.

В полете выпь издает резкий каркающий или квакающий крик «кау», в брачный период основной сигнал - слышное за 2-4 км басовитое мычание или гудение «ы-буум» несколько раз подряд. Первый слог слышен только с близкого расстояния. Иногда крик сравнивают с далеким гудением парохода. Прежде думали, что издавая этот крик, выпь опускает клюв в воду, однако сейчас выяснено, что кричащая птица направляет клюв вверх и раздувает пищевод в качестве резонатора. За этот крик, служащий главным образом для маркировки территории, выпь получила народные названия «водяной бык», «бугай», собственно и официальное русское название, скорее всего, произошло от глагола «вопить». Обозначение «бык» («taurus») присутствует и в родовом латинском названии.

Распространена выпь по всей Евразии от средней тайги до субтропиков, в России - от западных до восточных границ (исключая Сахалин, Камчатку, Курилы). Зимует на юге Европы, в Прикаспии и Причерноморье, тропической Азии и Африке, локальные очаги гнездования есть и в Южной Африке. Весной прилетает рано (в марте-апреле), занимает индивидуальные участки, почти сразу же начинается активная вокализация. Колоний не образует, возможна полигамия.

Долгое время самца выпи считали полигамным: на небольшой территории встречались по нескольку гнезд (3), расположенных вместе, при этом по голосу был установлен только один самец - «бумер». Других самцов лидер забивал до смерти. Недавние исследования немецких ученых показали, что самец выпей имеет гарем из 5 самок.

Гнездится в заломах тростника, на кустах. Гнездо устраивает из густой растительности прямо в воде, при этом вода часто перехлестывает через край гнезда. В кладке 3-7 яиц необычного для цапель бледно-оливкового и даже коричнево-охристого цвета. Яйца откладываются с интервалом в 2 суток, отчего птенцы вылупляются асинхронно, младший иногда не выживает. Во времена недостатка корма птенцы заклевывают младшего. Через некоторое время после вылета из гнезда бывшие братья и сестра не признают друг друга. Птенцы покрыты рыжим пухом, лапы, клюв, «лицо» - зеленые. Насиживает преимущественно самка примерно 25 дней, выкармливание длится 50-55 дней. После подъема птенцов на крыло выводок быстро распадается. Выпи половозрелы уже на следующий год после рождения. Отлет на зимовку происходит с августа по октябрь, некоторые птицы задерживаются до ноября. Летят, как и большинство цапель, по ночам, в одиночку или рассеянными группами.

Питание выпи очень разнообразно, часто ловит грызунов, разоряет гнезда, поедает птенцов других птиц. Несмотря на скрытность, выпь - фоновый вид голенастых умеренных широт. Наряду с серой цаплей. Наиболее обычна на водоемах степной, лесостепной и юга лесной зоны.

Европейская популяция выпей оценивается в 10000-12000 пар (в Великобритании 20 пар). Российская популяция 10000-30000 пар. Турецкая популяция насчитывает 30-500 пар. Голоса выпей можно слышать по многих местах Европы, но увидеть их можно практически в одном месте - это с башни Siikalahti в Parikkala (Финляндия) с мая по июнь.

Большая выпь является охраняемым видов в ряде стран. Охрана выпей в Великобритании осуществляется с 1970 гг.( что совпадает в расселением лис в Восточном Норфолке), когда исследования показало, насколько резко сократилась численность популяции. Причина тому - осушение болот, пригодных для гнездования, и загрязнение воды.

По материалам Е.А. Коблик. Разнообразие птиц. Ч.1, Москва, Издательство МГУ, 2001 г. и сайтов http://www.birdguides.com/, http://www.birdsofbritain.co.uk/.