Куропатка белая

Куропатка белая - Lagopus lagopus -  населяет тундру, моховые болота в лесной зоне, берёзовые и осиновые рощи в лесостепи Западной Сибири. Гнездо устраивает на самом болоте или его окраине. В кладке 8-12 яиц, которые насиживает самка 18-20 дней. Окраска яиц бледно-желтая с коричневатыми и буроватыми крапинками и пятнами разной величины. С выводком держатся оба родителя.

Пища преимущественно растительная: зимой — почки и побеги, особенно ивы и берёзы, летом — листья и ягоды. обитатель тундры, тайги и лесов Северного полушария. Длина тела 35—38 см; весит 400—700 г.

Среди остальных курообразных белая куропатка выделяется ярко выраженным сезонным диморфизмом: её окраска различна в зависимости от времени года. Зимнее оперение у неё белое, за исключением чёрных наружных хвостовых перьев, с густо оперёнными ногами. Зимой перья длиннее, сильнее развит пух. Летом желтоватое или ржаво-бурое; у самок сменяется 3 раза в год, у самцов 4.

Весной, в период спаривания у самцов голова и шея приобретают кирпично—коричневый цвет, резко контрастирующий с белым туловищем. Рисунок представляет значительные индивидуальные изменения.

Самка немного меньше самца, светлее его и раньше его меняет окраску.