Чайка реликтовая

Реликтовая чайка

Реликтовая чайка - Larus relictus - в России гнездится только на озере Барун-Торей Читинской области.  Предпочитает островки соленых озер с непостоянным уровнем воды, в период пролета держится по долинам рек, зимой по морским побережьям. К гнездованию приступает в возрасте 2-3 лет. В кладке 3 яйца, размножение 1 раз в сезон. Селится плотными колониями численностью до нескольких сотен гнезд. Места расположения колоний  каждый год меняются. Кормится насекомыми, зернами культурных злаков, реже - водными беспозвоночными, рыбой, мелкими грызунами. Отмечено поедание яиц своего вида и жестокое обращение родителей с птенцами, приводящее к гибели части потомства. На крыло поднимаются не более двух птенцов из кладки.
Larus relictus вероятнее всего, является реликтом третичного периода, когда существовало огромное эпиконтинентальное море Тетис. Это море давно исчезло, а птицы, некогда населявшие его побережья и острова, "получили в наследство" причудливые и разорванные ареалы.

Впервые реликтовую чайку добыли весной 1929 г. на р. Эдзин-Гол в Южной Гоби. Единственная шкурка этой птицы пролежала в коллекции 40 лет, вызывая недоумение специалистов - не то гибрид, не то морфа. Лишь в 1968-1969 гг., когда казахские орнитологи на оз. Алаколь обнаружили целую колонию в 25-30 пар таких же чаек, стало ясно, что это особый вид чайки, да к тому же редкий, если не исчезающий. Впоследствии чучела реликтовых чаек обнаружили в коллекциях, собранных в районе Торейских озер на юго-востоке Читинской обл. Таким образом обнаружилось второе место гнездования этого вида, расположенное почти в 2,5 тыс. км от казахстанского. Алаколь - крупное и глубоководное соленое озеро с постоянными островами, а Торейские озера представлены системой мелководных, периодически пересыхающих озер в солончаковой котловине. Тем не менее реликтовые чайки, живущие столь далеко друг от друга и в относительно разных местообитаниях, практически неотличимы друг от друга.

Для реликтовой чайки в брачном наряде характерны темнеющая от клюва к шее (от светло-кофейной к черной) окраска головы, широкие белые полукольца у глаз и темные концы крыльев. Гнездятся эти чайки плотными колониями, располагая гнезда примерно в 40 см друг от друга. Часто птицы поселяются рядом или даже в центре колонии чеграв или чайконосых крачек. В мае реликтовые чайки откладывают 1-4 яйца, которые обе птицы пары насиживают 24-26 дней. Пуховые птенцы имеют чисто-белую окраску и около трех недель держатся на суше табунками. Кормят птенцов родители отрыжкой преимущественно из различных насекомых. Колонию на оз. Алаколь птицы покидают рано, уже в августе. Места их зимовок пока не установлены, но одна из окольцованных чаек 30 сентября была убита на озере в пров. Куангнинь на севере Вьетнама. В период пролета реликтовых чаек встречали в Восточной Монголии. На западе Монголии молодую птицу наблюдали 14 августа 1974 г. на разливах родника в предгорьях Гобийского Алтая, а 15 июля 1979 г. у озерка в горах Мунх-Хайрхан была отмечена пара взрослых чаек.

Многолетние наблюдения Э. М. Ауэзова на оз. Алаколь показали значительные колебания численности гнездящихся пар - от 20-40 (1968-1969, 1971 и 1974 гг.) до 800-1200 (1976-1977 гг.); в 1973 г. реликтовых чаек здесь не было. Несомненно, что в отдельные годы происходит перераспределение гнездящихся птиц, вероятнее всего, на озера в северо-западную часть Китая, либо, как предполагает Э. М. Ауэзов, на острова оз. Балхаш.

Места гнездования реликтовых чаек на оз. Алаколь с 1971 г. объявлены государственным заказником, охраняются колонии и на Торейских озерах. Этот вид включен в Приложение 1 СИТЕС, а добыча его в СССР полностью запрещена.