Чистик обыкновенный, или черный

Чистик черный

Чистик черный - Cepphus grylle Linnaeus - величиной немного меньше голубя. Длина 30-32 см, масса примерно 0,5 кг, размах крыльев 55 см. Клюв тонкий, шиловидный, зев красный. На крыле выделяется большое овальное белое зеркало, у некоторых подвидов или уклоняющихся особей оно пересечено темной поперечной полосой или отсутствует (как у близких тихоокеанских видов). На суше чистики обычно полулежат с поджатыми ногами, практически не могут ходить; на воде держат голову высоко, на вытянутой шее. Полет легкий, временами почти порхающий.
Гнездовой ареал чистиков охватывает Арктику и север Атлантики, включая Балтику, Финский залив и Ладогу. Зимует среди плавучих льдов и в открытых водах в пределах гнездового ареала. Основа питания - придонные виды рыб, бентосные беспозвоночные, кормится в неглубоких местах (5-20 м). За минуту пребывания под водой проплывает до 75 м.

В брачных демонстрациях принимают участие все птицы гнездовой группы. Спаривание происходит на воде. Гнездится небольшими группами из 2-7 пар, гнезда в расщелинах скал, среди валунов, каменных осыпей и в навалах бревен плавника, изредка роет норы в торфе и даже гнездится в постройках человека. Гнездо выстилает камешками и травой. В кладке обычно 2 яйца, голубовато-белых с коричневыми пятнами. Поочередное насиживание длится 4 недели, птенцы покрыты черным пухом, сходят в возрасте 4-7 недель.

В мире около 300000 пар, шестая часть - в России. Наиболее обычен в Баренцевом (Мурман) и Белом (Онежский и Кандалакшский заливы) морях, к востоку поселения очень разрозненны.

Статья составлена по материалам монографии "Разнообразие птиц", часть II, Е.А. Коблик.