Чайка белая

Белая чайка

Белая чайка - Pagophila eburnea - единственная из чаек с чисто белым оперением, вблизи - с легким желтоватым оттенком. Размеры средние. примерно с сизую чайку, длина 46 см, масса 600-700 г. размах крыльев 110 см. Хвост закругленный, слегка клиновидный. Клюв у взрослых птиц голубоватый с оранжевой вершиной, радужина темная, веки красные, ноги черные. У молодых особей на "лице" темная маска и четкие темные пестрины на крыльяъ и по каемке хвоста. клюв черный со светлой вершиной. Первой зимой светлеет "маска", впоследствии исчезают и пестрины. По суше ходит плохо, на воду садится редко.

Голос - трескучие крики "кри-кри", напоминающие тембром голос вилохвостой чайки и крачек. В строении челюстного аппарата, ног, подотеки и рамфотеки, пищеварительной системы есть ряд признаков, сближающих белую чайку с поморниками. Общие черты с поморниками имеются и в демонстрационном поведении, обарзе жизни.

Высокоарктический морской вид, спорадически гнездится отдельными парами и рыхлыми поселениями до 50 пар на архипелагах Северного Ледовитого океана. Гнездится на острове Северная Земля и других островах Карского моря. Единственное гнездо обнаружено на севере острова Новая Земля. Колонии располагаются на арктических островах на значительном удалении от берега, на скалах и в равнинной тундре.

Половая зрелость наступает в возрасте 3 лет, продолжительность жизни 15 лет. Численность гнездящихся птиц, размер кладки и успех размножения зависит от ледовых условий. В кладке от 1 до 3 яиц обычно 2 яйца. Тнкубация длится до 4-х недель, насиживает преимущественно самка. Птенцы покрыта белым отднотонным пухом. У гнезд белые чайки очень агрессивны. защищают их даже от человека. Кормятся чайки у кромки льда, хищничают на птичьих базарах, нередко питаются падалью, отбросами морского промысла, остатками добычи и пометом хищников. В годы с полным отсутствием открытой воды птицы могут не гнездиться или их кладки гибнут. Основу питания составляет рыба, преимущественно сайка, и морские беспозвоночные (ракообразные и моллюски).

Зимой белые чайки держатся во льдах на суше и море, сопровождают белых медведей, собираются у поселков. Большая часть птиц зимует в приатлантическом секторе Арктики, преимущественно у западных берегов Гренландии, а также в Беринговом море. В мире всего несколько тысяч особей, на Шпицбергене гнездится примерно 300 пар, на земле Франца Иосифа - до 200 пар, на Северной Земле - приблизительно 100 пар. Небольшие гнездовые поселения есть и на других островах. Вид внесен в Красную книгу России.

Источник: Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, Москва, МГУ, 2001.