Чайка сизая, или мяукающая

Сизая чайка

Сизая чайка, или мяукающая, или визгунья - Larus canus - крупнее обыкновенной. Окраска ее сверху пепельно-серая, снизу белая. Спина и крылья серые; голова, шея и брюшко белые. Ноги желтые; клюв желтый в вершинной части, зеленоватый у основания. Среднего размера (с ворону, размах крыльев чуть больше метра, до 40 см) чайка с белой головой, голубовато-серыми спиной и крыльями. Конец крыла черный с белыми пятнами, клюв и ноги зеленовато-желтые. Зимой на голове серые пестрины. Молодые с бурой полосой по переднему краю крыла, черной полосой по краю белого хвоста, темно-серыми концами крыльев. От серебристых и других крупных чаек отличается, кроме размеров, также круглой (не угловатой) головой и слабым клювом, а также не имеет красного пятна на клюве.

Характерный клич сизой чайки - пронзительный скулящий лай “киаа-киаа” и ряд других криков.

Эта чайка обитает на озерах и морских островах. На пролете встречается повсюду, даже на городских прудах. Питается рыбой, различными водными животными, падалью, отбросами, меньше — растительной пищей.

Гнездится сизая чайка по большим рекам и озерам, реже — на болотах. Гнездится как отдельными парами, так и колониями, расположение которых довольно постоянно.

Гнездо помещает на островках, речных косах в траве, чаще на каком-либо возвышении — на кочке, бугорке, даже на сломанных или низких деревьях, если облесенные берега надолго заливаются в половодье. Гнездо строит из стеблей травы, древесных веточек, мха и лишайника. Гнездо представляет собой либо ямку в почве, либо грубое сооружение из растительных материалов — стеблей травы, древесных веточек, мха и лишайника. Диаметр гнезда 200-300 мм, высота стенок 30-70 мм, толщина 20-40 мм. Если гнездо расположено на сыром месте, то дно у него толстое.

Кладка из 3, реже 1-2 яиц. Окраска яиц светлая, сероватая или серовато-оливковая с неравномерно разбросанными коричневыми пятнами и штрихами. Иногда яйца темно-коричневые с черным рисунком.

Сизая чайка прилетает в апреле. Полные кладки обычно наблюдаются в июне. Насиживают самка и самец в течение 25-26 суток. В августе птенцы становятся летными и сразу переходят к самостоятельному образу жизни. Отлет проходит в сентябре — октябре.

Распространена сизая чайка на территории страны очень широко: от полуостровов Кольского и Канина на севере до Каспия и Крыма на юге. В Сибири эта чайка заходит далеко за Полярный круг и на восток до Колымы; встречается в Забайкалье, Монголии и западносибирских лесостепях. Восточносибирские птицы встречаются в Китае и Японии.

Сизая чайка зимует на Средиземном море, иногда в Иране и на Персидском заливе на берегах незамерзающих морей.