Чайка озерная [обыкновенная черноголовая]

Чайка озерная [обыкновенная черноголовая] - Larus ridibundus - самая обычная у нас внутри страны серебристо-белая красивая чайка, с головой кофейного цвета, тёмно-красным клювом и такими же ногами. Голосистая, легкокрылая птица эта оживляет судоходные реки и речные порты. Это мелкая чайка, несколько мельче, чем сизая чайка (37 см), немного больше голубя, размах крыльев около метра со светло-серыми спиной и крыльями, ноги ярко-красные, клюв темно-красный, довольно тонкий, на конце крыла по его заднему краю узкая черная полоса, передний край крыла с узкой белой полоской. Голова весной и летом темно-коричневая (издали кажется черной) с узкими белыми пятнышками над и под глазом, осенью и зимой серовато-белая с темным пятном позади глаза. Молодые птицы с черной полосой на хвосте, крылья серо-бурые с белыми концами.

Крик - резкое трескучее “кярр”.

Обитает на морском побережье (на некоторых островах-заповедниках гнездится в массе) и на самых различных внутренних водоемах, даже в больших городах.
Питание. Питается в основном насекомыми и другими беспозвоночными, которых добывает на пашнях, а также мелкой, преимущественно больной и мертвой рыбой, на суше — часто грызунами. В последние десятилетия — типичный обитатель городских свалок.

Гнездится озерная чайка на зарастающих озерах, прудах, имеющих плавни, и на больших болотах. Гнездится колониями численностью от немногих пар до нескольких тысяч пар.

Гнезда располагает на плавнях и островках, в труднодоступных для человека и четвероногих хищников местах. В большинстве случаев гнезда размещены одно рядом с другим на сухих кочках, но могут быть расположены и на ровной .сырой почве плавней. Можно видеть и такие гнезда, которые сооружены на сломанных крупных стеблях сухого тростника, возвышающихся на 20-30 см над уровнем воды. На них, как на сваях, сделан помост из сухих стеблей водных растений, на котором и расположено само гнездо.

Гнездо озерная чайка строит из сухого тростника, сухих кусков рогоза, осоки, хвоща, камыша и других водных растений. По форме гнездо представляет очень простое сооружение — округлый настил их сухих кусков рогоза, осоки, хвоща, камыша и других водных растений, в котором делается небольшое углубление для яиц. Толщина настила на сухих кочках небольшая (20-40 мм), но чем сырее место, тем плотнее и толще основание гнезда (достигает нередко 150-200 мм). При сооружении гнезда сначала птица кладет крупные и грубые стебли, затем тонкие и мелкие. Внутри гнездо чайка ничем не выстилает, и яйца лежат на грубом строительном материале. Диаметр гнезда 160-500 мм, диаметр лотка 140-200 мм, глубина лотка 20-50 мм, толщина дна 20-140 мм.

Кладка из 3 грязно-зеленоватых, светло-коричневых или охристых яиц, испещренных темно-бурыми пятнами. Размеры яиц (36-67) х (27-41) мм.

Чайка озерная прилетает очень рано, в первой половине апреля, а к концу апреля встречаются гнезда с кладками. Насиживание длится 22-24 суток. Появление птенцов происходит во второй половине мая. В течение 10 суток птенцы находятся в гнездах, а затем перебираются в ближайшие заросли. В возрасте шести недель, т. е. в первой половине июля, птенцы начинают летать. В начале августа чайки покидают гнездовую колонию и приступают к послегнездовым кочевкам, которые постепенно переходят в осенний отлет.

Чайка озерная - самый обычный вид Европейской части страны, встречается по всей Сибири южнее лесотундры, на юге Дальнего Востока, Колыме и Камчатке, в основном на озерах, иногда в черте городов.
Зимовка. Зимой встречается на незамерзающих морских побережьях. Перелетная птица, но часть чаек остается на зимовку в больших городах, где много водоемов и есть чем прокормиться. Зимуют на Черном и Каспийском морях, вне пределов страны — в Великобритании и на Северном и Средиземном морях, а также в Африке, Китае и Японии.