Ходулочник

Ходулочник - Himantopus himantopus - крупный, чуть меньше голубя кулик с длинными. красными ногами, которые кажутся несоразмерными. Длина тела 35-40 см. масса 170-200 г. размах крыльев - 67-85 см. Крылья и спина черные, остальное оперение белое, включая хвост и надхвостье, клином выдающееся в темное оперение спины. У самца на голове темная шапочка. Впрочем, на протяжении огромного ареала вида, практически совпадающего с ареалом семейства, сочетание черного и белого на голове и шее сильно меняется. Расы западного полушария и Австралазии нередко выделяют в 2-4 самостоятельных вида.

В России ходулочник населяет равнины Предкавказья и Прикаспийской низменности, небольшими колониями встречается в Зауралье, по степному югу Сибири и на юге Дальнего Востока у озера Ханка. Гнездится по открытым илистым берегам солоноватых и пресных водоемов степной и пустынной зон, иногда на травянистых болотах. Заселяет рисовые чеки и рыборазводные пруды, часто поблизости от человеческого гнезда. Гнездится плотными колониями вместе с другими видами куличков и крачек. Российские популяции зимуют в  Африке и тропической Азии.
Himantopus himantopus На местах гнездования ходулочники появляются в апреле-мае. Есть подобие токового полета с размеренным свистом "терк, терк, терк". У гнезда и выводка очень беспокойны, налетают, суетятся, отводят пришельца.

В кладке 6-4, редко - 3 яйца. Возможны повторные кладки в случае утери первой. Насиживание длится 26 дней, птенцы становятся самостоятельными в месячном возрасте, отличаются от взрослых буровато-чушуйсчатым верхом, темной шапочкой, розовато-серыми ногами. На зимовки основная масса птиц отлетает  вскоре после подъема молодняка на крыло, но поздние выводки задерживаются до осени.

Питается водными насекомыми и их личинками. Колонии у водоемов сильно страдают от скота, вытаптывающего яйца и птенцов. Яркий и крикливый, малоосторожный у гнезд, ходулочник всегда привлекает к себе внимание туристов, что делает его уязвимым. Успех размножения редко превышает 15-45%, иногда всего 3-5%. Половозрелы с 2-х лет. Из-за спорадичности распространения вид включен в Красную книгу России, но в последние годы численность растет, ареал продвигается на север, появляются все новые очаги гнездования.

Источник:

Коблик Е.А. Разнообразие птиц, часть 2, Москва, МГУ, 2001