Удод райский

Райский удод

Райский удод - Upupa epops Linnaeus - небольшая птица, длина ее тела едва достигает 30 сантиметров, размах справленных крыльев 45 сантиметров, длина крыла около 15- 16 сантиметров, длина клюва около 4-6 сантиметров. Сверху с широкими черными и белыми полосами, низ и голова рыжевато-розовые, издали иногда кажутся желто-оранжевыми. На голове хохол с черным кончиком, который птица может раскрывать в виде веера. Клюв длинный, тонкий, загнут книзу. Крылья широкие, полет медленный, порхающий. При опасности иногда затаивается, распластавшись по земле и подняв вверх клюв, а потом внезапно взлетает. Полет неровный, птица то складывает, то резко раскрывает яркие широкие крылья.

Крик - глухое “уп-уп-уп”.
Удод обитает по степным оврагам и балкам, часто сидят большими стаями на проводах, то и дело взлетая. Питается насекомыми, которых ловит на земле или извлекает из навоза. Гнездится в дуплах, норах, россыпях камней, в развалинах зданий.

Удод встречается на гнездовье от Португалии и Канарских островов до Уссурийского края. К северу доходит до южной Швеции, южного берега Финского залива, районов Ленинграда, Новгорода и до верхнего течения Волги. В перечисленных местах удод редок; он становится более обычным, к югу от реки Оки, в черноземной полосе. Гнездится в степях и лесостепях южного Зауралья и Западной Сибири, в Забайкалье, Приамурье и в долине Уссури. К югу он распространен до Северной и северо-восточной Африки, Палестины, Сирии, Месопотамии, Индии, Индо-Китая и Китая; встречается также на Мадагаскаре. На территории России распространен в южной половине страны, обычен в степной зоне.

Область зимовок — в Африке и Южной Азии. Часть наших удодов проводит зиму в Туркмении.

Смотря по местности, удод появляется весной уже в марте-апреле. Вскоре после прилета самцы удода начинают свои своеобразные весенние крики. Крик удода можно передать, как несколько глухое, слегка гортанное “уп-уп-уп-уп...” или “ду-ду-ду”, не лишенное некоторой мелодичности. Кричащий самец поднимает и опускает свой веерообразный хохол. В разгар брачного периода крики удода слышатся не только по утрам и вечерам, когда пение и крики большинства птиц раздаются с наибольшей силой, но и днем, в жару. Изредка можно слышать глухое “уп-уп...” даже ночью.

В местах, где удода не преследуют, он относительно мало пуглив. Осторожно, не делая резких движений, можно близко подойти и полюбоваться этой красивой птицей. Вот удод разгуливает по выгону близ дороги. Птица довольно быстро переступает, слегка покачиваясь и по временам распуская хохол. Удод занят добыванием корма. Главным питанием ему служат личинки насекомых, скопляющиеся в навозе, а также жуки (навозники, мертвоеды, майские жуки) и степные кобылки. У этой птицы очень длинный и тонкий клюв, но язык короткий. Для того чтобы проглотить какое-нибудь насекомое, удоду зачастую приходится подкинуть его вверх, а потом поймать клювом и проглотить. Чтобы справиться с более крупным жуком, удоду приходится иногда несколько раз ударить жука о землю, чтобы разбить и разломать его надкрылья и только после этого, по частям, проглотить, подбрасывая отдельные куски в воздух.

Наиболее часто удоды гнездятся в старых дуплистых деревьях: в ветлах, березах, дубах. Подстилкой яйцам служит гнилая древесина. Случается, что удоды гнездятся под крышами сараев или в кучах кизяков, в старых складах дров. В полосе полупустыни, где деревьев почти нет, гнезда удодов находятся в норах на глинистых откосах, в дырах каменных стен. В области предгорий удоды иногда устраиваются в трещинах скал. Полная кладка содержит от 3 до 8 яиц (длина яйца 23-29 миллиметров). Окраска их скорлупы очень разнообразна: они бывают белесо-желтоватые, серовато-зеленые, зеленовато-голубоватые и даже коричневато-шоколадные. Полную кладку в средней черноземной полосе находят в середине мая (насиживание продолжается около двух недель).

В средней черноземной полосе молодые выводятся из яиц около начала июня, севернее в середине июня. В первые дни после вывода молодые птенцы имеют комичный и непривлекательный вид: они почта голы, слепы, их маленькие тельца покрыты редкими пучками пуха. Птенцов заботливо кормят оба родителя, таская в гнездо личинок насекомых, червей (особенно навозников и мертвоедов). Удоды очень нечистоплотны- в гнезде скопляются выделения, издающие противный специфический запах. Иногда вонь от гнезда привлекает мух, которые откладывают в разлагающиеся вещества свои яички; тогда в этой части гнезда появляются личинки мух. Когда молодые окрепнут и вылетят из родного гнезда, старые удоды держатся некоторое время с выводками, продолжая их кормить.

Удоды гнездятся один раз в лето. Когда старые птицы выведут и выкормят молодых, выводки разбиваются. В это время идет линька пера, и удоды становятся относительно осторожны. Отлет удодов происходит в разные числа августа, смотря по широте местности. Пролет происходит ночью или на зорях.

Голос